Главное за неделю
На минувшей неделе кабмин еще больше ужесточил порядок доступа иностранных медизделий к госзакупкам, президент подписал закон, сохраняющий за федеральным бюджетом обязанность обеспечивать лекарствами пациентов с редкими болезнями, а также пообещал разобраться с оплатой перевозок тяжелобольных детей. «МедНовости» представляют обзор последних событий в области здравоохранения.
Обязанность по лечению орфанных болезней оставлена за госбюджетом
Президент Владимир Путин подписал закон об обеспечении больных редкими заболеваниями лекарствами за счет средств из федерального бюджета. Соответствующие поправки внесены в федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в РФ». Как сказано в документе, сохранение этой функции за государством предпринято в целях выбора оптимальной модели лекарственного обеспечения больных в рамках программы «7 нозологий» и повышения эффективности использования средств.
За счет федерального бюджета будут закупаться лекарства для больных гемофилией, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, злокачественными новообразованиями лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей, рассеянным склерозом, а также лиц после трансплантации органов.
Напомним, сама госпрограмма «7 нозологий» стартовала в 2008 году, с самого начала финансирование проекта осуществлялось за счет бюджета РФ. Однако в соответствии с принятым в 2011 году законом «Об основах охраны здоровья граждан» предполагалось, что полномочия по обеспечению лекарствами этих пациентов будет передано регионам. В результате усилий пациентских организаций и самих регионов, нежелающих взваливать на себя непосильный груз, децентрализация закупок переносилась дважды – с 1 января 2014 года на 1 января 2015 года, затем – на 1 января 2018 года. Теперь это положение признано утратившим силу.
Президент Всероссийского общества гемофилии Юрий Жулев. Фото: ОТР
Сохранение централизованных закупок препаратов для программы «7 нозологий» позволит повысить прозрачность госзакупок и сэкономить значительный объем средств, считает сопредседатель Всероссийского союза общественных объединений пациентов, президент Всероссийского общества гемофилии Юрий Жулев. «Мы всегда настаивали и продолжаем настаивать на том, что для участников программы «7 нозологий» эффективны именно централизованные закупки. Одна из причин заключается в том, что они осуществляются по федеральному регистру, то есть происходит целевое обеспечение пациентов. Кроме того, укрупнение закупок позволяет добиться экономии средств, так как сразу приобретается больший объем препаратов», - заявил Юрий Жулев порталу «Медвестник».
Другим важным аргументом в пользу централизации является, по мнению Жулева, снижение коррупционных рисков: чем меньше проводится аукционов, тем меньше вероятность злоупотреблений в этой сфере и больше возможностей для контроля.
Путин пообещал решить проблему перевозки тяжелобольных детей
Администрация президента разберется с тем, кто должен финансировать перевозки тяжелобольных детей, нуждающихся в реанимационном сопровождении. Такое обещание дал Владимир Путин во время форума Общероссийского народного фронта «Форум действий. Регионы» в Йошкар-Оле.
«Больную тему» подняла член регионального штаба ОНФ Республики Башкортостан. По ее словам, квота на лечение ребенка с врожденным пороком сердца составляет 340 тыс. рублей. А для того чтобы транспортировать этого ребенка в сопровождении реанимации из Москвы, например, до Уфы, требуется еще не менее 200 тыс. рублей. «В законе нет ни строчки, касающейся выделения средств из бюджета на реанимационное сопровождение грудных детей, маленьких детей к месту дальнейшей реабилитации или лечения, а таких в стране детей от 3 до 5 процентов», – заявила представитель Башкортостана. По ее словам, задерживать прооперированных детей на кардиохирургических койках – дорого для государства, да это и не нужно – дальше им требуется непрофильное лечение. Но расходы на возвращение домой ложатся на плечи родителей – оплата таких поездок из региональных бюджетов может рассматриваться как нецелевое использование средств.
Владимир Путин. Фото: Tvc.ru
Отвечая на вопрос, Путин сообщил, что федеральные средства выделяются именно на ВМП, а сопутствующие вопросы, в том числе логистика, входят в сферу ответственности региональных властей. «Но если это рассматривается как нецелевое использование денег и ограничивает возможности регионов, то это, конечно, проблема, которую надо решить. Я попрошу моих коллег из Администрации президента, мы обязательно отреагируем на это», – пообещал президент.
Новость активно обсуждается на профессиональных форумах в интернете. Несовершенство системы в целом требует постоянного затыкания дыр, отмечают врачи: «ну, допустим, разберется президент в ручном режиме с одной проблемой здравоохранения, а с тысячей других?» Что до проблем с реанимационным сопровождением, то они существуют по всей стране – непонятно какой бюджет должен оплачивать транспортировку из одного субъекта в другой, говорят врачи. Например, даже из Подмосковья в Москву на государственной скорой больных не транспортируют – разные субъекты.
При этом, перевозка тяжелых больных – лишь один из аспектов проблемы взаимодействия регионов по оплате медуслуг. Декларативно россиянин с полисом ОМС имеет право на любую необходимую ему медпомощь в любом конце страны. Но на практике получается, что по полису можно получить только госпитализацию в стационар по инфекционному или экстренному хирургическому заболеванию. А вот если потребовалась специализированная консультация у узкого специалиста – начинаются проблемы. «Огромный пласт проблем, который непонятно как решать, а решать нужно, если Россия все-таки единая страна и все мы россияне, а не москвичи, подмосквичи или тюменцы», - говорится в одном из комментариев.
Только отечественное
Правительство продолжает шлифовать ограничения для доступа на российский рынок импортных медицинских изделий. Недавнее постановление кабмина вносит изменения в порядок допуска такой продукции при закупках для государственных и муниципальных нужд. Ограничения не касаются изделий, изготовленных в Армении, Белоруссии и Казахстане.
Документом вносятся дополнения в постановление правительства РФ от 5.02.2015 №102 «Об установлении ограничения допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд», согласно которому иностранные предложения отклоняются, если в конкурсе участвуют не менее двух производителей из России или стран ЕАЭС. В частности, предусмотрено, что «при исполнении контракта не допускается замена медицинского изделия на медицинское изделие, страной происхождения которого не является государство-член Евразийского экономического союза, а также замена производителя медицинского изделия».
В список медизделий, закупки которых попали в зависимость от места их производства, вошли медицинская одежда, антисептические салфетки, наборы реагентов и питательные среды, некоторые виды томографов, электрокардиографы, иглы, шприцы, пинцеты и боры, слуховые аппараты, глюкометры, некоторые стоматологические и хирургические инструменты.
Магазин медтехники. Фото: Med-europa.com
По замыслу правительства, «принятые решения будут способствовать развитию отечественного производства медицинских изделий». Эксперты опасаются, что уже скоро оставшиеся без конкуренции немногочисленные отечественные производители превратятся в монополистов и станут диктовать Минздраву, что и почем покупать. По мнению декана Международного университета в Москве, д.э.н. Ирины Рукиной, последние события показали, что Россия должна быть готова к собственному производству. Но развивать его надо, предоставляя отечественному производителю налоговые преференции и убирая бюрократические барьеры.
«Сама идея импортозамещения правильная, но реализуется она грубо и неадекватно, – считает эксперт. – Такие решения требуют большого подготовительного периода, в течение которого должен быть проведен полный мониторинг всех закупок на нужды здравоохранения, дана экспертная оценка возможностей отечественного производства. Должны быть гарантии, что все попавшие в перечень товары производятся в России в достаточном объеме для обеспечения нужд здравоохранения».