Информация о здоровом образе жизни сама по себе не изменяет вредных пищевых привычек детей

Обучение правильному питанию и здоровому образу жизни должно включать теорию, игровую деятельность и эмоциональную поддержку, по данным бразильского исследования, которые будут представлены на конгрессе Европейского общества кардиологии и Всемирном конгрессе кардиологов.
Информация о здоровом образе жизни сама по себе не изменяет вредных пищевых привычек детей
Фото: flickr.com /
2 минуты
2027

Программа подготовки учителей с последующим обучением ими школьников основам сердечно-сосудистого здоровья, включающая разные мероприятия и эмоциональную поддержку, способствует формированию здорового образа жизни учителей и учащихся. Это выяснили бразильские исследователи из Института кардиологии Риу-Гранди-ду-Сул (Порту-Алегри). Результаты исследования будут представлены на конгрессе Европейского общества кардиологии — 2019, который пройдет совместно с Всемирным конгрессом кардиологов с 31 августа по 4 сентября в Париже.

«Многочисленные исследования касались вопросов здоровья в школьных условиях, но большинство работ было сосредоточено на физической активности и питании детей. При этом мало внимания уделялось эмоциональным проблемам, таким как чувство собственного достоинства, депрессия и пищевое поведение», — рассказала автор исследования, педиатр Каролинн Сантин Дал Ри (Carolinne Santin Dal Ri).

В рамках программы «Счастливая жизнь, здоровое сердце» 10 государственных школ бразильского города Фредерико-Вестфален были случайным образом разделены на 5 экспериментальных и 5 контрольных. В исследовании приняли участие 473 ученика в возрасте от 6 до 12 лет и 32 учителя. Исходные оценки включали вес и рост детей, их физическую активность, пищевое поведение и знания о здоровье; а также физическую активность и пищевое поведение учителей. После завершения программы были проведены повторные измерения.

Эксперимент состоял из двух этапов: подготовка учителей и обучение учителями школьников по этой же программе. За четырехмесячный период учителя посетили четыре собрания, получили буклет и доступ к видеоурокам.

Учебный материал включал семь разделов.

  1. Факторы риска сердечно-сосудистых заболеваний в детском возрасте.
  2. Выбор здоровой пищи.
  3. Маркировка продуктов питания.
  4. Соль, сахар и жиры.
  5. Эмоциональное здоровье и качество жизни.
  6. Физическая активность.
  7. Здоровые практики и изменения привычек.

Каждый раздел включал теорию и рекомендации для занятий в классе, разработанные в соответствии с темой занятия, возрастом детей и намеченными целями.

В классе учителя освещали по одной теме в неделю и включали в занятие по крайней мере один вид практической деятельности. Педагоги могли свободно выбирать или изменять виды деятельности, включать их в проекты школьной программы. Для поощрения вовлеченности учителей была создана группа в социальной сети, где они делились собственным опытом, а также получали сообщения и напоминания от руководителя исследования по теме, над которой должны были работать. Кроме того, руководитель исследования посещала экспериментальные школы с целью стимулирования учителей и предложения рекомендаций.

В школах контрольной группы учителя не принимали участия в учебном курсе, а ученики посещали обычные школьные занятия по здоровью и здоровому питанию на основе учебной программы. Исследование показало, что одних знаний недостаточно для изменения поведения.

Как школьники, так и учителя получили пользу от эксперимента. Доля учеников, следовавших советам Бразильского руководства по питанию избегать потребления пиццы, гамбургеров и безалкогольных напитков, значительно увеличилась: на 15% и 20% соответственно. Кроме того, количество физически активных учителей возросло на 28%.

«Дети и в экспериментальной группе, и в контрольной группе повысили уровень знаний о здоровье во время исследования. Но только те, кто был в экспериментальной группе, изменили свое пищевое поведение. Это говорит о том, что информация сама по себе не приводит к улучшению образа жизни. В нашем исследовании программа, сочетающая информацию с игровыми действиями и эмоциональной поддержкой, была полезна для детей и учителей», — резюмировала Каролинн Сантин Дал Ри.

Клещевые инфекции — чем опасен анаплазмоз? Объясняет врач Врачи говорят Клещевые инфекции — чем опасен анаплазмоз? Объясняет врач
Инфекция может стать эндемичной для Центрального федерального округа
Что может сделать борщевик человеку? Объясняем по науке Как правильно Что может сделать борщевик человеку? Объясняем по науке
Опасное растение, вызывающее ожоги и аллергию