Corp

Как исключение абортов из системы ОМС скажется на репродуктивном здоровье женщин

4 минуты
Павлова Юлия Владимировна, кандидат юридических наук, доцент кафедры медицинского права Первого Московского государственного медицинского университета им. И.М. Сеченова.
 
В современном правовом государстве, в котором Конституция РФ гарантирует верховенство права и прав человека, нельзя оставить без внимания неоднократные законодательные инициативы, направленные на ограничение репродуктивного права женщины на искусственное прерывание беременности.  В частности, трудно переоценить отрицательные последствия для репродуктивного здоровья женщины  в случае исключения абортов из системы обязательного медицинского страхования.
 
Подобные инициативы глубоко возмущают медицинское и юридическое сообщество и являются недопустимым как с правовой, так и с этической точек зрения.
 
Общеизвестно, что в государственные и муниципальные учреждения здравоохранения, с целью прерывания беременности «бесплатно» обращаются, в основном, женщины, испытывающие финансовые трудности. Таким образом, социально незащищенные категории женщин не смогут легально обратиться за квалифицированной медицинской помощью. Данные факты могут повлечь за собой попытки женщины самостоятельно прервать беременность, нанося непоправимый вред своему репродуктивному здоровью, либо избавление от уже родившегося ребенка из-за невозможности его содержать.
 
Необходимо также напомнить несколько исторических фактов, подтверждающих бесполезность ограничительных мер в сфере репродукции человека.  Так, в конце 1920-х годов началось быстрое снижение рождаемости. В Москве в 1934 году на одно рождение приходилось 2,7 аборта. Многие женщины при опросах в качестве основной причины аборта указывали материальные трудности. Исходя из того, что дальнейшее распространение абортов грозило еще большим снижение рождаемости постановлением ЦИК от 27 июня 1936 года «О запрещении абортов, увеличении материальной помощи роженицам, установлении государственной помощи многосемейным, расширении сети родильных домов, детских яслей и детских садов, усилении уголовного наказания за неплатеж алиментов» аборты в СССР были запрещены. Законодательный запрет не привел к ожидаемым результатам, не помешал росту числа абортов и снижению рождаемости. В период запрета было налажено производство нелегального аборта. Аборт превратился в дорого оплачиваемое преступление. Возросла не только материнская смертность, но и число случаев детоубийства. Все это вынудило власти вновь легализовать аборты.
 
В настоящее, время, когда репродуктивные права человека заняли прочное место в общей системе прав и свобод, нельзя проигнорировать правовую сторону данной проблемы. Одним из основных репродуктивных прав человека является право на свободу репродуктивного выбора, которое является продолжением многих личных прав человека, закрепленных в Конституции РФ и в общепризнанных международных правовых актах. 
 
Для каждой женщины право на свободный репродуктивный выбор – это, прежде всего,  право на свободу при принятии решения по реализации ее репродуктивной функции - наступления желанной беременности и рождения желанных детей или использования методов контрацепции, а в случае наступления незапланированной беременности - возможности ее прерывания в условиях оказания доступной, безопасной, эффективной и высококвалифицированной медицинской помощи.
 
Российское законодательство закрепляет множество правовых гарантий, позволяющих женщине при наступлении беременности сделать выбор в пользу рождения ребенка.  
 
Важнейшие стратегические направления по обеспечению единой государственной политики в области охраны репродуктивного здоровья, планирования семьи и профилактики абортов определены Указом Президента РФ от 9 октября 2007 г. N 1351  "Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года" .
 
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 17 мая 2007 г. N 335 утвержден образец информированного добровольного согласия на проведение искусственного прерывания беременности при сроке до 12 недель. Женщина, принявшая решение о прерывании беременности должна быть проинформирована о возможных осложнениях и отдаленных последствиях на всех этапах оказания данного вида медицинской помощи.
 
Более того, Приказ Министерства здравоохранения РФ от 1 ноября 2012 г. N 572н закрепил порядок оказания медицинской помощи женщинам при искусственном прерывании беременности. Согласно данному документу при первичном обращении женщины для искусственного прерывания беременности медицинский работник направляет беременную в кабинет медико-социальной помощи женской консультации для консультирования психологом (медицинским психологом, специалистом по социальной работе). Отдельно определены правила организации деятельности Центра медико-социальной поддержки беременных женщин, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.
 
Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ (КоАП РФ) введена статья 6.32, определяющая меры административной ответственности за  нарушение требований законодательства в сфере охраны здоровья при проведении искусственного прерывания беременности.
 
Таким образом, преодоление демографического кризиса должно основываться не на ограничении общепризнанных репродуктивных прав человека, а на  реализации программ планирования семьи, которые имеют целью помочь отдельным лицам или супружеским парам избежать нежеланной беременности; произвести на свет здоровых детей; регулировать интервалы между беременностями; контролировать выбор времени деторождения в зависимости от возраста родителей и определять число детей в семье. 
 
Необходимо усиливать государственные меры, направленные на восстановление в общественном сознании традиционных для российского народа семейных ценностей, повышение социального престижа материнства, защиту женщин и детей от насилия, организацию социальной поддержки женщин, оказавшихся в трудной жизненной ситуации в связи с рождением ребенка.
Комментарии Cackle

Подпишитесь на наши новости, чтобы получать их первыми