Как поставить диагноз по интернету?
Платформа позволяет пациентам получить «второе мнение» у специалистов в Израиле, Испании, Германии, Индии. «МедНовости» задают неудобные вопросы основателю и генеральному директору сервиса Льву Орловскому.
Как вообще можно консультировать через интернет и ставить диагноз без осмотра?
Мы анализировали, как происходит прием у врача в Израиле. Приходит пациент, врач спрашивает о жалобах и симптомах, заносит все в компьютер, а потом направляет человека на исследования. Когда пациент возвращается, врач уже смотрит не на него, а в свой компьютер, где он видит свои записи и свежие результаты диагностики: анализы, снимки МРТ или КТ. Затем врач назначает лечение и контрольное обследование, если нужно. Вторая личная встреча уже не важна. Наша консультация – это не просто разговор с врачом. Специалист заранее просматривает присланные материалы, собирает анамнез, сообщает, какие анализы надо сделать, получает их результаты и только потом пациента приглашают на консультацию. Это современная бесконтактная медицина.
Допустим, человек года три лечится у разных специалистов – они не могут понять, что с ним. А вы диагноз по скайпу будете ставить?
Если история болезни уходит на годы назад, часть исследований придется повторить. Координатор попросит пациента пройти нужную процедуру и прислать результаты. Наши врачи не хотят получать расшифровки или описания – им нужен источник: анализ или снимок. Если речь идет, например, о травме, и у вас есть старые снимки: надо сканировать их и прислать. Но актуальным является то исследование, которое сделано недавно, потому что врач имеет дело именно с вашим текущим состоянием и должен помочь вам сейчас. Что касается анамнеза и истории болезни – это и есть часть устной консультации. Врач должен поговорить с человеком, чтобы дополнить картину, которую он видит, изучая анализы.
К нам обратился пациент, десять лет безуспешно лечившийся от атипичного гепатита. Наш врач-консультант уточнил, назначали ли больному биопсию печени? Это ключевое исследование, необходимое для подтверждения этого диагноза. Оказалось, что такой анализ не проводился. После того, как биопсия была все же проведена, удалось диагностировать другое заболевание. Но пациент потерял 10 лет.
Качество диагностики зависит от техники и операторов. Как врач, находящийся за рубежом, получит нужную информацию из анализа или снимка?
Это правда: не всякая диагностика информативна. Поэтому мы сейчас развиваем в России сеть клиник-партнеров, куда сможем направлять наших пациентов на исследования. А еще нам теперь доступно интерактивное УЗИ: консультант, находясь в Израиле, у себя на мониторе видит, как происходит исследование здесь в России и может попросить врача, который проводит манипуляцию, переместить датчик, показать ему орган в другой проекции, чтобы «увидеть» то, что поможет поставить верный диагноз.
Приносит ваш клиент заключение от вашего врача своему терапевту или хирургу – а тот, естественно, спрашивает: "Кто это вам написал?". Почему вашим консультантам можно доверять?
Мы как площадка гарантируем высокий уровень врачей. Пациент сам может проверить их репутацию. Вся информация открыта: сначала человек видит имя и портрет врача на сайте, потом может найти его в клинике, где врач работает, найти его публикации в интернете, а потом это же лицо он видит в скайпе – таким образом он понимает, что общается именно с этим самым врачом. Его уровень гарантируется также репутацией самой клиники.
Ведь в Израиле сначала учатся на врача общей практики, через 5-7 лет работы можно сдавать экзамен на врача той специальности, в которой практиковался: кардиология, или эндокринология, или онкология. А мы приглашаем врачей с опытом работы в ведущих клиниках не менее 15 лет. Они находятся на передовой медицинской науки, они знают все современные протоколы и в курсе всех новых методов.
У нас консультировалась женщина, страдавшая от болей в спине. Ее лечили от разных заболеваний, никто не понимал, от чего у нее боли, пока израильский врач во время консультации не заметил, что МРТ сделано не в той проекции. Ни один из специалистов, работавших с пациенткой много лет, просто не обратил внимания на этот факт.
И ваши врачи действительно издалека могут решить любую медицинскую проблему?
Нет, конечно, не любую. Мы работаем с серьезными и хроническими заболеваниями: эндокринология, онкология, ревматология, кардиология. Иногда, ознакомившись с анализами и выписками, врачи понимают, что диагноз по скайпу поставить нельзя. Или вообще, уже помочь никак нельзя. Проводить консультацию в этом случае неэтично, и специалист отказывается. Иногда удаленное консультирование в принципе невозможно – например, в офтальмологии обычно необходим осмотр глазного дна самим специалистом.
Но мы запустили MedViser, чтобы дать нашим соотечественникам доступ к лучшим врачам мира. Не важно, по скайпу или по телефону – важно уточнить диагноз, проверить адекватность лечения или получить «второе мнение». В России это первая такого рода попытка.
Консультации полезны тем, что дополнительные обследования и анализы в данном случае назначает врач, который смотрит на проблему с позиций другого опыта, других протоколов и других знаний. Если посмотреть на все проведенные нами консультации с начала 2015 года, то в 50% случаев у пациентов был неверный диагноз и в 91% случаев курс лечения требовал корректировки согласно международным протоколам лечения.
Сколько времени уходит на такую консультацию? И сколько она стоит?
Обычно на разговор уходит около 30 минут. До этого врач готовится к консультации, а потом пишет заключение – так что специалист инвестирует больше часа в каждого пациента. Средняя цена $300, дороже стоят услуги профессоров или заведующих отделением – до $600. Но и это раза в 2,5 ниже, чем вам обошлась бы консультация того же врача, если бы вы приехали бы к нему, как медицинский турист. Мы работаем со специалистами, а не с клиниками, что и позволяет нам удерживать разумные цены.
Ведь за рубежом медики получают лицензии и могут осуществлять врачебную деятельность откуда угодно. Профили всех врачей доступны на нашем сайте и пациент может сам выбрать консультанта, в зависимости от своего заболевания и клинической специализации медика. Если врачу во время беседы становится понятно, что необходимы дополнительные исследования, он может направить пациента на диагностику, и, только получив результаты, приниматься за написание заключения и составления плана лечения – в этом случае не придется доплачивать. Если все же требуется повторная консультация, мы предоставляем скидку.
В Казахстане за 700 км от города человек падает в обморок. У него внушительный букет заболеваний, он находится в тяжелом состоянии, его погружают в медикаментозную кому. Причины обморока никто не знает. И мы не можем врачу предоставить историю болезни. И с пациентом нельзя поговорить: он находится в коме. Из-за разницы во времени между Израилем и Казахстаном даже скайп нельзя было организовать. Поэтому мы устроили телефонный разговор врача с родственниками: врач предложил сделать еще одно обследование и определенный анализ крови. После чего добавил антибиотик, который был известен врачам в Казахстане, но они не знали, что с теми препаратами, которые уже применялись, его можно комбинировать.
Если пациент не смыслит в медицинской терминологии и говорит только по-русски, ваши врачи ему помогут?
Поначалу мы собирались работать только с русскоговорящими врачами из Израиля: там 40% врачей заявили, что они так или иначе говорят по-русски. Потом мы стали привлекать медиков из Германии, Испании, Индии. В редких случаях мы привлекаем профессионального медицинского переводчика, но это не сказывается на стоимости консультации. Сейчас 90% наших консультаций проводится по-русски, поэтому не требуется перевод медицинской документации, заключение врач готовит тоже на русском. Врач обязательно доходчиво разъяснит все детали и назначит план лечения, контрольные анализы или повторную консультацию через какое-то время.
Допустим, ваш клиент приносит заключение вашего врача своему терапевту или хирургу. И что дальше?
Мы очень надеемся, что врачи на местах, увидев заключение своего коллеги из-за рубежа, воспримут его как подсказку: учтут что-то, о чем они не подумали, и захотят помочь своим пациентам, вынужденным обратиться за сторонней консультацией. Одновременно мы строим партнерство с медицинскими центрами, чтобы отправлять к ним пациентов не только на диагностику, но и на лечение. Мы работаем с клиниками, которые действуют в соответствии с современными, в том числе и западными протоколами лечения. Если в своем медицинском центре пациент, получивший заключение у нашего консультанта, не получит поддержки, мы можем направить его к нашим партнерам.
А если по результатам консультации выяснится, что пациенту срочно нужна операция или очный прием. Что делать?
Мы – сервис удаленных консультаций. Площадка, на которой встречаются врач и пациент. Но мы не бросаем своих клиентов, если им нужна помощь. Обычно необходимости лечиться именно у наших врачей не возникает, но, если после консультации человек хотел бы продолжить лечение у одного из наших специалистов, то с помощью партнеров мы готовы устроить этот медицинский туризм и дальнейшее лечение.
А кому вы уже помогли? Где можно найти отзывы о вашей работе? И как понять, что они настоящие?
Отзывы есть на нашем сайте и в соцсетях. Но мы работаем в такой сфере, где люди не хотят «светиться»: здоровье – это очень личная зона. В русском интернете вообще не слишком развита культура отзывов. К тому же, люди всегда охотнее рассказывают о своем негативном опыте, чем о положительном, когда – помогли, и спасибо. Так что, думаю, отсутствие отрицательных отзывов и есть показатель того, что наши клиенты в целом довольны нашим сервисом.