Немецкие ученые опровергли смерть Тутанхамона от малярии

Немецкие ученые не согласились с выводами египетских коллег, объявивших ранее, что наиболее вероятной причиной смерти фараона Тутанхамона была малярия. По мнению немецких ученых, результаты КТ останков фараона указывают на то, что он страдал наследственным заболеванием крови, наличие которого связано с пониженным риском заражения малярией и тяжелых осложнений этой инфекции.
Немецкие ученые опровергли [смерть Тутанхамона от малярии]
Реконструкция мумии Тутанхамона, фото с сайта Захи Хавасса drhawass.com /
1 минута
1266

Немецкие ученые не согласились с выводами египетских коллег, объявивших ранее, что наиболее вероятной причиной смерти фараона Тутанхамона была малярия. По мнению немецких специалистов, особенности костей древнеегипетского правителя  свидетельствуют о том, что Тутанхамон не был предрасположен к заражению малярией.

О фрагментах ДНК возбудителя малярии plasmodium falciparum, обнаруженных в тканях мумии Тутанхамона, сообщалось в очередном исследовании международной группы ученых под руководством египетского археолога Захи Хавасса, опубликованном в феврале 2010 года в Journal of the American Medical Association. Группа Хавасса пришла к заключению, что причиной смерти Тутанхамона стало заболевание малярией в сочетании с рядом тяжелых, в основном наследственных, заболеваний, которыми страдал фараон.

Ранее по теме: Жертва инцеста

Альтернативная точка зрения высказана в письме группы немецких ученых под руководством специалиста по тропической медицине Бернхарда Нохта (Bernhard Nocht), опубликованном в Journal of American Medical Association в июне.

Как указывается в письме, Тутанхамон, как и другие жители дельты Нила, вполне мог контактировать с возбудителями малярии. Тем не менее, присутствие ДНК малярийного плазмодия в тканях фараона еще не доказывает, что инфекция стала основной или хотя бы одной из основных причин его смерти. Летальные исходы при заражении малярией характерны в основном для детей в возрасте до 9 лет, Тутанхамон же, доживший до 18 или 19-летнего возраста, скорее всего обладал устойчивым иммунитетом к этой инфекции, полагают ученые.

Нохт и его коллеги обращают также внимание на признаки некроза костей стопы, выявленные группой Хавасса в результате компьютерной томографии останков фараона. Подобная патология, отмечают немецкие ученые, является характерным осложнением серповидно-клеточной анемии – наследственного заболевания, ведущего к характерной деформации красных клеток крови - эритроцитов.

Носителями генов, ведущих к развитию серповидно-клеточной анемии, являются от 9 до 22 процентов жителей египетских оазисов, говорится в письме. Одной из особенностей серповидно-клеточной анемии является пониженная склонность пациентов с этим заболеванием к заражению малярии. Таким образом, если Тутанхамон действительно страдал серповидно-клеточной анемией, то его смерть от малярии во взрослом возрасте была крайне маловероятна, полагают немецкие ученые.

Что делать при укусе клеща и как предупредить вирусный энцефалит. Объясняет врач Как правильно Что делать при укусе клеща и как предупредить вирусный энцефалит. Объясняет врач