«Пока суть да дело, вызывайте сами «Скорую»

Медпомощь ребенку, задыхавшемуся от отека Квинке в аэропорту «Шереметьево», пришла спустя 50 минут после начала приступа. Отец мальчика нашел номер телефона медпункта, написав SOS в твиттер «Аэрофлота», и сам вызвал врача в стерильную зону терминала D. «Скорая помощь» приехала после звонка в МЧС. Сотрудники аэропорта все это время не предпринимали никаких действий.
«Пока суть да дело, вызывайте сами «Скорую»
Фото: Tvc.ru /

Медпомощь ребенку, задыхавшемуся от отека Квинке в аэропорту «Шереметьево», пришла спустя 50 минут после начала приступа. Отец мальчика нашел номер телефона медпункта, написав SOS в твиттер «Аэрофлота», и сам вызвал врача в стерильную зону терминала D. «Скорая помощь» приехала после его звонка в МЧС. Сотрудники аэропорта все это время не предпринимали никаких действий, говорят родители ребенка.

Отек Квинке – это стремительная, опасная для жизни аллергическая реакция, предупредить развитие которой невозможно. В любом случае требуется введение сильнодействующих препаратов. Больной с отеком гортани нуждается в срочной реанимации.

«Вы не там сидите»

Инцидент произошел около 7 утра 16 июня. Москвич Александр Карпов провожал жену с двенадцатилетним сыном Даниилом, улетавших из терминала D аэропорта «Шереметьево». При выходе из дома ребенок, периодически страдающий от сезонной аллергии, был здоров. Но, оказавшись в аэропорту, почувствовал неприятные симптомы – заложило нос, покраснели глаза. В это время пассажиры проходили пограничный контроль. Мать Даниила дала ему таблетку антигистаминного препарата, и они прошли в стерильную зону. Александр направился на автостоянку.

«Когда я уже уехал из аэропорта, жена позвонила мне и сказала, что у сына нарастает отек, – рассказал Александр. – Раньше мы с этим не сталкивались, и она, конечно, очень испугалась. При этом никто из находившихся рядом сотрудников аэропорта даже не попытался ей чем-то помочь. На стойке информации жене сказали, что медпункт расположен возле 35 выхода в терминале Е, и показали, как туда пройти, не выходя из стерильной зоны». Спустя 10 минут Даниил с мамой добрались до этого выхода, но медпункта там не обнаружили. Мальчику было уже совсем плохо, идти дальше он не мог. И опять никто из находившихся рядом сотрудников аэропорта не предпринял никаких действий. Хотя на их глазах реально умирал ребенок.

Даниил Карпов. Фото: Александр Карпов

«Я позвонил в МЧС по номеру «112» и оставил информацию, – продолжает рассказ Александр. – Через пару минут мне перезвонили со «Скорой», сказали, что выезжают. А я тем временем написал в твиттер «Аэрофлота», что в стерильной зоне терминала D умирает ребенок. В ответ попросили уточнить его место нахождения и дали телефон медпункта. Когда я дозвонился до медпункта, мне сказали, что «вы не там сидите»: как оказалось, медпункт из 35 выхода убрали еще 2 года назад. Врач, которой я объяснил ситуацию, еще через 25 минут добралась до этого выхода с кислородом и нужными уколами. Первая помощь была оказана ребенку на месте, спустя 50 минут после начала приступа. Потом его отвезли на вызванной мною «Скорой» в больницу, где поставили диагноз "отек Квинке"».

Сейчас, когда сын в безопасности, и Александр может говорить об этом спокойно, его больше всего поражает тот факт, что никто из сотрудников аэропорта не захотел, да и не знал, как реагировать на подобные ситуации. Как не знали даже о том, где находится медпункт, в котором, кстати, есть все необходимое для оказания экстренной помощи. То есть, в аэропорту не оказалось элементарного плана действий: усадить человека, которому стало плохо, и вызвать врача. Объявить, наконец, по громкой связи, что нужна помощь – когда вокруг столько людей, среди них могли бы найтись и медики.

«Эта история просто шокирует»

По мнению экспертов, многих из произошедших в последнее время трагедий на транспорте можно было бы избежать, если бы у сотрудников был четкий алгоритм действий в подобных случаях и ответственность за его исполнение.

«Эта история просто шокирует, – говорит  президент Национального агентства по безопасности пациентов и независимой медицинской экспертизе Алексей Старченко. – В аэропорту есть нормально оснащенный медпункт, есть грамотный врач, и он не идет к больному потому, что никто из сотрудников его просто не вызывает. Зачем тогда вообще тратить деньги на этого врача и оснащение медпункта».

Фото: Samoleting.ru

По словам эксперта, аэропорт – достаточно агрессивная среда для хронических больных. Для аллергиков опасны, в частности, парфюмерные магазины, использующиеся для уборки моющиеся средства. У гипертоника может подскочить давление от жары и волнения. «Поэтому, как минимум, везде на территории аэропорта (или вокзала) должен быть указан номер телефона медпункта и обозначены пути к нему, – считает эксперт. – А любой сотрудник, независимо от его основных обязанностей, должен знать, как связаться с медслужбой. Проходят же они инструктаж, как следует действовать в случае террористической угрозы».

По словам  президента Лиги пациентов Александра Саверского,  ребенок оказался в опасности в публичном месте, которое в то же время обслуживается частной компанией. И эта компания не обязана оказывать медицинскую помощь, но должна отвечать за ее доступность. «Проблема в том, что на территории аэропорта одновременно действуют несколько служб – ФСБ, таможня, диспетчерская и так далее, – считает Саверский. –  И, соответственно, все они регулируются какими-то своими правилами – от ведомственных до международных. При приеме на работу каждый проходит инструктаж и подписывает какую-то должностную инструкцию. И задача аэропорта свести все это к единым регламентам для всех служб в тех ситуациях, когда они должны вести себя одинаково. Но в данном случае эта координирующая роль аэропорта выполнена не была».

А совет здесь может быть один, говорит эксперт: «Пока суть да дело, вызывайте сами «Скорую». Пока службы раскачаются, она уже будет двигаться по направлению к вам. От  Химок до Шереметьево это дело 10-15 минут».

Позиция аэропорта

«МедНовости» обратились за комментарием в аэропорт «Шереметьево» и получили следующий ответ:

1. 16.06.2016 г. в 7.30 в здравпункт терминала E поступил вызов от сотрудника стойки информации, к которому обратилась мать ребенка с сильной аллергической реакцией. В 7.35 сотрудники здравпункта прибыли на вызов в "стерильную" зону терминала E и провели медикаментозную терапию. Самочувствие ребенка Даниила Карпова улучшилось. После оказания неотложной медицинской помощи сотрудники здравпункта установили договоренность с пограничной службой аэропорта о скорейшей доставке ребенка в здравпункт терминала E. 

Мать Даниила Карпова письменно отказалась от госпитализации в здравпункте терминала E. Наталья Карпова подтвердила распиской, что не имеет претензий к работникам здравпункта терминала E и к аэропорту в целом. Далее мать вместе с ребенком направились в терминал D для получения багажа, выхода в общедоступную зону, где их ожидала скорая помощь, вызванная отцом. В случае если бы мать ребенка не отказалась от госпитализации в терминале E и позволила сотрудникам здравпункта вызвать скорую помощь, скорая помощь прибыла бы к терминалу E. 
 

Фото: Александр Карпов

2. Аэропорт Шереметьево призывает пассажиров, оказавшихся в ситуации, требующей безотлагательной медицинской помощи, обращаться к любому из сотрудников аэропорта с целью вызова дежурного врача здравпункта терминала. В Шереметьево здравпункты есть в каждом пассажирском терминале – C, D, E и F . В Шереметьево круглосуточно функционируют стойки информации, задача которых состоит в оказании консультационной помощи пассажирам и гостям аэропорта. Также пассажир может самостоятельно обратиться в любой из здравпунктов аэропорта, информация о расположении которых обозначена в навигационных указателях, на информационных тачскринах, сайте и в мобильном приложении. Кроме того, для связи с единым диспетчерским пунктом тачскрины на входах в аэровокзал оборудованы телефонными трубками, адаптированными, в том числе для пассажиров с ограниченными возможностями здоровья.

 

«Не сработала логистика»

История с Даниилом Карповым, к счастью, закончилась благополучно. Но за последние два года в российских аэропортах умерло несколько пассажиров, не дождавшихся медицинской помощи. Каждый такой случай вызывал общественный резонанс и сопровождался  громкими заявлениями властей. Так, в августе 2014 года в «Шереметьево»  от сердечного приступа умер 24-летний челябинец Артем Чечиков, возвращавшийся вместе с супругой из Барселоны. Ему стало плохо во время полета, самолет экстренно приземлился в Москве, однако скорая помощь прибыла лишь через 40 минут – сотрудники аэропорта вызвали ее слишком поздно и допустили при этом ряд ошибок.

Читайте еще:

Минздрав начал проверку после гибели в московском аэропорту россиянина Артема Чечикова. Как сообщают СМИ, 24-летнему молодому человеку стало плохо во время перелета из Барселоны в Челябинск, когда они с женой возвращались из свадебного путешествия. Самолет совершил вынужденную посадку в «Шереметьево». Однако Чечиков скончался до прибытия врачей.

Тогда вице-премьер Ольга Голодец заявила о том, что «не сработала логистика», и во избежание подобных случаев повсеместно будут проводиться  учения по оказанию срочной медпомощи пассажирам самолетов и поездов. «Их будут регулярно проводить по всей стране, чтобы персонал умел вести себя в экстренных ситуациях», - заверила Голодец.   Кроме того, вице-премьер сообщила тогда, что уже разработан новый порядок взаимодействия транспортных и медицинских служб: сотрудник, который запрашивает помощь, должен объяснить, что случилось (на борту начались роды, у человека подозрение на сердечный приступ и нужна бригада реанимации и тому подобное). И у трапа или на перроне больного должна ждать специализированная бригада медиков.

Тогда же власти московского региона заявили о том, что в крупных российских аэропортах появятся собственные службы скорой помощи, так как работающих там медпунктов недостаточно, и нужно «расширять возможности, прежде всего, реанимационной помощи». «Мы с этим определились, и решение об этом скоро будет принято на самом высоком уровне», - пообещала министр здравоохранения Московской области Нина Суслонова. Однако дальше слов дело не пошло.

 

Клещевые инфекции — чем опасен анаплазмоз? Объясняет врач Врачи говорят Клещевые инфекции — чем опасен анаплазмоз? Объясняет врач
Инфекция может стать эндемичной для Центрального федерального округа
Что может сделать борщевик человеку? Объясняем по науке Как правильно Что может сделать борщевик человеку? Объясняем по науке
Опасное растение, вызывающее ожоги и аллергию