Потолок для фармацевта
В среду в интервью телеканалу “Вести” министр здравоохранения и социального развития Татьяна Голикова рассказала о новых мерах по контролю цен на лекарства. По словам министра, в ближайшее время в России будет введен обязательный, а не заявительный порядок регистрации предельных цен на фармацевтическую продукцию. Изменить их в сторону повышения поставщики смогут только после объяснений с Росздравнадзором.
Впереди инфляции
Ранее DSM group предсказывала России 25-процентный рост цен на фармацевтическом рынке в течение 2009 года. ФАС рекомендовала компании воздерживаться от подобных прогнозов в будущем.
В интервью “Вестям” Татьяна Голикова отметила серьезные “всплески” цен на медикаменты в ряде регионов РФ. По мнению министра, причиной происходящего является не только снижение курса рубля, но и необоснованно высокие уровни торговых надбавок, вводимых перекупщиками. В самом деле, по данным аналитического агентства DSM Group, с января по март 2009 года цены на лекарства в рублях выросли на 12,4 процента, что опережает общие темпы инфляции в России. При этом импортные препараты дорожают в три раза быстрее, чем лекарства отечественного производства. Эксперты уверены, что дальнейший рост цен неизбежно приведет к массовому отказу населения от дорогостоящих лекарств.
По словам Голиковой, для предотвращения подобного развития событий правительство готовит постановление о введении обязательной регистрации предельного уровня цен на лекарства исходя из их себестоимости. Отслеживать соблюдение заявленной политики ценообразования будет Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития (Росздравнадзор). При контроле за импортными препаратами Росздравнадзору будет помогать Федеральная таможенная служба, в надзоре за размером торговых надбавок к заявленной стоимости лекарств по регионам будет участвовать Федеральная служба по тарифам. Приказ о порядке мониторинга цен на лекарства в лечебно-профилактических и аптечных учреждениях уже подписан министром. В будущем, для того, чтобы получить разрешение на изменение предельной цены лекарств, поставщикам придется сначала обосновать неизбежность такого шага перед Росздравнадзором, отметила Голикова.
Цепочка монополистов
Вплоть до настоящего времени при регистрации лекарств в России указание предельной цены препарата носило добровольный характер и ни к чему не обязывало поставщика, за которым оставалось право менять заявленные цифры в любой момент по собственному желанию. Часто, в особенности если речь идет об инновационных, не имеющих аналогов и защищенных патентами препаратах, цены на них регулируются лишь представлениями фармкомпаний о финансовых возможностях потенциальных покупателей. При этом на накрутке цен зарабатывают и длинные цепочки посредников, и аптечные сети, многие из которых являются монополистами в своих регионах и могут назначать цены без оглядки на конкурентов.
По данным Росздравнадзора, в течение последних месяцев цены в аптеках и у оптовых поставщиков растут значительно быстрее, чем у производителей лекарств. При этом количество посредников в оптовом звене может достигать 10 и более организаций.
Наиболее высокие цены на жизненно необходимые и важные лекарственные средства (ЖНВЛС) зафиксированы в Москве, Санкт-Петербурге, Тюменской, Свердловской, Омской, Самарской, Ульяновской, Оренбургской областях и Приморском крае. В Башкирии, Самарской, Ульяновской и Оренбургской областях торговые надбавки превышают 100 процентов.
Забота о бюджете
Программа "7 нозологий" выделена из программы ДЛО с 2007 года. В рамках программы лекарствами обеспечиваются пациенты с одним из семи заболеваний, требующих дорогостоящего лечения. Эти заболевания (нозологии) включают:
- наследственные коагулопатии,
- онкогематологические заболевания (миелолейкоз),
- рассеянный склероз,
- муковисцидоз,
- болезнь Гоше (глюкозилцерамидный липидоз),
- состояния после трансплантации органов и (или) тканей,
- гипофизарный нанизм (карликовость).
Резкий рост цен на лекарства бьет не только по покупателям. В условиях экономического кризиса государству все сложнее выполнять взятые на себя ранее обязательства перед населением. Существенной статьей расходов для бюджета являются программа дополнительного лекарственного обеспечения льготных категорий граждан (ДЛО), а также программа дорогостоящего лекарственного обеспечения «7 нозологий», суммарное финансирование которых в 2009 году должно составить около 77 миллиардов рублей.
Большую часть лекарств в рамках этих программ Россия закупает за рубежом. Так, в самой затратной для бюджета программе «7 нозологий» (36,4 миллиарда рублей без учета дополнительного финансирования) до последнего времени отечественные препараты не были представлены вообще. Зарубежные производители фиксируют цены на лекарства в долларах и евро, тогда как финансирование бюджетных программ планируется в рублях. В такой ситуации снижение курса рубля к иностранной валюте грозит резким и очень нежелательным в условиях кризиса увеличением затрат государства.
Сделай сам
Вопрос о преодолении зависимости России от импорта лекарств в последнее время не раз обсуждался на самом высоком уровне. Локализация фармацевтических производств в России и переход на относительно недорогие отечественные препараты теоретически могли бы избавить государство от диктата зарубежных монополистов и обеспечить существенную экономию бюджетных средств. В июне прошлого года премьер-министр Владимир Путин подписал указ о создании совета по развитию отечественной фармацевтической промышленности, в начале нового года совет возглавил вице-премьер Игорь Сечин.
Согласно стратегии развития фармацевтической промышленности, разработанной Минздравсоцразвития и Минпромторгом, к 2020 году доля российских лекарств на рынке в ценовом выражении должна увеличиться до 50 процентов с теперешних 25. При этом не менее 80 процентов отечественной продукции должно будет носить инновационный характер и находиться под патентной защитой. Впрочем, в новых экономических условиях подобные планы вряд ли удастся реализовать. Разработка одного инновационного препарата обходится крупным зарубежным компаниям в сотни миллионов долларов, и нет никаких оснований ожидать в ближайшее время инвестиций такого масштаба в российскую фармацевтику. Более реалистичным подходом является перенос зарубежных фармацевтических производств в Россию, а также выпуск дженериков (копий утративших патентную защиту лекарств) на российских предприятиях.
Впрочем, пока что попытки отечественных фармпроизводителей потеснить зарубежных коллег не привели к заметным успехам. В четверг стало известно о том, что препарат российской компании “Фармсинтез” “Миланфор” - первое отечественное лекарство, претендовавшее на включение в программу “7 нозологий” – не был допущен к участию в конкурсе закупочной комиссией Минздравсоцразвития.
“Миланфор” представляет собой дешевый аналог импортного противоопухолевого препарата “Велкейд”. По подсчетам производителей, замена “Велкейда” “Миланфором” позволила бы государству сэкономить сотни миллионов рублей. Однако, судя по всему, Минздравсоцразвития такой аргумент показался недостаточным. В качестве основания для отказа в участии “Миланфора” в конкурсе указываются недостоверные сведения, представленные в конкурсной заявке производителем лекарства.
Судя по всему, рассчитывать на выгодную для государства конкуренцию между российскими и иностранными фармпроизводителями в ближайшее время не придется. Так что единственным надежным средством экономии средств бюджета останется административное регулирование фармацевтического рынка.