Тратя больше денег, россияне покупают меньше лекарств
Расходы россиян на покупку лекарства за последние пять лет выросли вдвое, льготники вместо аптек обращаются за положенными им лекарствами в суд, а детям все чаще назначают препараты off label. В этих условиях Минздрав перенес на неопределенный срок начало пилотных проектов по лекарственному страхованию.
«Проблема в том, что у нас никто не умеет считать»
Минздрав перенес на несколько лет сроки начала пилотных проектов по лекарственному возмещению без внятного разъяснения причин. Об этом сообщил на прошедшем в Москве IV Всероссийском конгрессе «Право на лекарство» президент Лиги пациентов Александр Саверский. В «пилотах» планировалось отработать предусмотренные «Стратегией лекарственного обеспечения населения России до 2025 года» модели, которые могли бы стать альтернативой госзакупкам. В числе прочего, предлагались лекарственное страхование, соплатежи и частичная компенсация затрат за купленные по рецепту врача лекарства.
Спустя три года после принятия Стратегии осталась лишь идея Минздрава об обеспечении бесплатными лекарствами стентированных больных в первый год после операции. По мнению Саверского, такое предложение ведомства, «без учета других категорий, остро нуждающихся в лекарственном обеспечении, выглядит, как минимум, странным». Особенно на фоне роста цен на лекарства и падения уровня доходов граждан.
По словам правозащитников, льготники со всей России жалуются на невозможность получить лекарства по самым разным причинам. А проводимые мониторинги доступности лекарств показывают, что без затруднений получают льготные препараты только 7% из тех, кто имеет на это право. В целом же цена лекарства является барьером в его приобретении для почти 80% респондентов.
При этом, с правовой точки зрения все лекарства, входящие в стандарты лечения (в том числе, амбулаторные), гражданин вправе получить бесплатно, считает Саверский. Однако власти не признают это право. «Между тем, эффективность лекарственного обеспечения граждан очень высока, – заявил эксперт. – Как показали европейские исследования, каждый вложенный в профилактику сердечнососудистых заболеваний дает экономическую выгоду в 7 рублей, при заболеваниях опорно-двигательного аппарата – 3,5 рубля. Проблема в том, что у нас никто не умеет считать. Но пока мы не начнем относиться к здоровью, как к инвестиционной сфере, здравоохранение будет оставаться «черной дырой» для бюджета».
В Минздраве возражают, что считать не умеют как раз-таки оппоненты ведомства. Замдиректора Департамента лекарственного обеспечения ведомства Владимир Емельянов привел на Конгрессе такие выкладки. Сегодня весь фармрынок страны составляет около 1 трлн рублей, треть которых приходится на госзакупку. Средний уровень потребления лекарств в денежном выражении составляет более 4 тысяч рублей в год на человека. Трудоспособного населения в России насчитывается 80 млн человек, и, если государственное участие в обеспечении их лекарствами составит даже 50%, то на это потребуется дополнительно более 200 млрд рублей в год. Но таких денег Минздраву никто не даст.
«Рынок переходит на дженерики»
Как сегодня изыскивают эти средства сами граждане, рассказала представитель занимающейся мониторингом фармацевтического рынка аналитической компании «DSM Group» Юлия Нечаева. По ее словам, одним из индикаторов является доля фармрынка от ВВП страны. В среднем этот показатель составляет 1,5% . Однако в кризисные периоды он начинает расти. Так было в 1998 и 2009 годах, такое происходит, начиная с 2015 года, и сейчас. «Это объясняется тем, что на лекарства люди тратятся, отказываясь от всего остального», – рассказала Нечаева.
Клинические исследования – важнейший этап, необходимый для вывода лекарственных препаратов на фармацевтический рынок. В их ходе тестируется безопасность и эффективность препарата. Стоимость проведения клинических испытаний высока, а сами испытания занимают довольно длительное время.
И это при том, что емкость самого рынка падает, то есть, тратя больше денег, лекарств россияне покупают меньше. С 2010 по 2015 годы цены на лекарства выросли вдвое. В последние два года среднестатистический россиянин покупал за собственные средства 27 упаковок лекарств в год (на 4 меньше, чем 5 лет назад), и только 7 упаковок обеспечивало ему государство. Кроме того, в нынешнем году, впервые за все время наблюдений, отмечено сокращение средств, которые тратят на закупку лекарств медучреждения (на 6-8% по сравнению с 2015 годом). «В упаковках» это показатель еще хуже.
Чаще всего россияне покупают лекарства нижней ценовой категории – до 50 рублей. Оригинальных препаратов в аптеках покупается только 13%, в государственном сегменте эта цифра еще ниже. «Рынок переходит на дженерики», – констатировала Нечаева.
В суд вместо аптеки
Что касается эффективных дорогостоящих препаратов, то их зачастую приходится добиваться через суд. Как рассказала Уполномоченный по правам человека в Челябинской области Маргарита Павлова, чаще всего людям отказывают в рекомендованных им лекарствах на основании того, что они не входят в региональные перечни льготных лекарств. Она привела пример, когда прокурор по ее просьбе подал иск в суд о бездействии чиновников, которые не обеспечили женщину – инвалида I группы ни одним из рекомендованных ей Московским онкоцентром препаратов. Суд обязал местные власти закупить эти лекарства, однако вступившее еще в феврале решение суда практически не выполняется. Лекарства женщина получает с большими перебоями. А в отношении одного из препаратов, региональный Минздрав сообщил омбудсмену, что его отменил своим решением главный химиотерапевт области.
Целая группа больных муковисцидозом детей в регионе получает только один препарат базисной терапии – тот, что закупается по программе «7 нозологий» за средства федерального бюджета. Другие заменяются дженериками низкого качества, либо не закупаются совсем.
В российские аптеки перестал поступать препарат «Купренил», который жизненно необходим пациентам, страдающим болезнью Вильсона-Коновалова.
О ненормальной ситуации, когда «власти судятся с больным человеком по поводу того, чтобы не дать ему лекарство, даже когда на стороне этого больного человека выступает прокурор» участники Конгресса написали в обращении к президенту Владимиру Путину «О недоступности лекарств».
«Зарубежные системы здравоохранения являются более эффективными потому, что жизненно важные и необходимые лекарства обеспечиваются государством бесплатно для пациентов. Этот подход был поддержан Общественным советом при Минздраве РФ и Экспертным советом при правительстве РФ на совместном заседании в апреле 2015 года, – говорится в обращении Конгресса. – … У нас есть все основания – нравственные, правовые и экономические, чтобы кардинально изменить ситуацию, о чем неоднократно сообщалось в правительство, но мы не видим каких-то существенных изменений. А люди умирают без лекарств».
Параллельная классификация
Второе обращение Конгресса к главе государства касается «опасности неверного регулирования взаимозаменяемости». По мнению авторов обращения, этот вопрос – прерогатива врача, который определяет, что именно нужно пациенту, наблюдает за действием лекарства и может его заменить. Однако сегодня этот вопрос решается административным путем сразу двумя госорганами – ФАС и Минздравом, а определяющим является стоимость лекарства.
Более того, из-за отсутствия законодательных требований к проведению клинических исследований и регистрации биоподобных препаратов внедрена в практику автоматическая замена биологических лекарственных препаратов по международному непатентованному наименованию (МНН). При этом, в России в отсутствие должного регулирования зарегистрировано уже более 50 биосимуляров (для сравнения, в ЕС около 20, в США – 2). «Непродуманное регулирование приведет к тому, что взаимозаменяемыми окажутся лекарства с разными МНН. То есть, появится новая, параллельная МНН-классификация лекарств, основанная на административном определении взаимозаменяемости», – говорится в обращении президенту.
В третьем обращении Конгресса говорится о недоступности лекарств для детей, когда плюс ко всем проблемам «взрослых» лекарств добавляется отсутствие детских форм многих препаратов, а также то, что многие лекарства имеют ограничения по возрасту. На Западе, где раньше обратили внимание на эту проблему, фармпроизводителей стимулируют заниматься неприбыльными детскими лекарствами методом «кнута и пряника». У нас пока многие тяжелобольные дети либо остаются без лечения вообще, либо врачи на свой страх и риск применяют лекарства с нарушением инструкции.