«Выудили три позиции и назвали это критериями»

Минюст зарегистрировал приказ Минздрава, утвердивший критерии оценки качества медицинской помощи. По этим критериям теперь будут проводиться экспертизы качества лечения во всех ЛПУ страны. Разработчики документа включили в него очевидные правила оказания медпомощи, но не учли два из трех основных критериев качества – своевременности и правильности лечения, говорят эксперты.
«Выудили три позиции и назвали это критериями»
Фото: фотобанк «Лори» /

Минюст зарегистрировал приказ Министерства здравоохранения № 422ан «Об утверждении критериев оценки качества медицинской помощи». С 24 августа этот документ станет обязательным при проведении экспертизы оказания медпомощи во всех лечебных учреждениях страны. В критерии качества вошли общепризнанные правила медицины, требования к некоторым срокам оказания медпомощи и к ведению медицинской документации.

Единая модель

«Критерии» разработаны в соответствии со ст. 64 «Экспертиза качества медицинской помощи» федерального закона №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». И, как сказано в законе, «формируются по группам заболеваний или состояний на основе соответствующих порядков оказания медицинской помощи и стандартов медицинской помощи». Документ содержит перечень этих заболеваний и состояний (в том числе новообразования, болезни эндокринной системы, нервной системы, крови, кроветворных органов, органов дыхания, беременность, роды и др.).

Сами критерии разделены на две группы: применяемые при оказании медпомощи в амбулаторных условиях, а также в стационарных условиях и условиях дневного стационара. Во всех случаях первым критерием значится ведение медицинской документации, заполнение всех разделов амбулаторной или стационарной карты, наличие информированного согласия на медицинское вмешательство.

Кроме того, критериями качества являются первичный осмотр пациента и сроки оказания медицинской помощи, установление предварительного диагноза, формирование плана обследования пациента, установление диагноза в течение 10 дней с момента обращения в поликлинику или 72 часов с момента поступления в стационар. А также назначение и выписывание лекарств; отсутствие прогнозируемых осложнений, связанных с проводимой терапией; отсутствие внутрибольничной инфекции; проведение экспертизы временной нетрудоспособности и т.д.

Экспертизу качества медпомощи в России проводят фонды ОМС и страховые компании, Росздравнадзор, территориальные органы здравоохранения. И все они до сих пор использовали при этом свои подходы и собственные ведомственные и региональные документы. Теперь появляется единая модель на основе федеральных критериев. Кроме того, вышел подготовленный Росздравнадзором приказ об аттестации экспертов. По словам руководителя ведомства Михаила Мурашко, это «позволит сформировать их реестр по различным клиническим специальностям и привлекать их к проведению контрольно-надзорных мероприятий».

«Оштрафуют за все»

По мнению экспертов, расценивать качество медпомощи по предложенным Минздравом критериям будет непросто. Хотя окончательный вариант приказа все же лучше проекта, выставленного на обсуждение в конце прошлого года.

«Критерии» представляют собой, если кратко – общепризнанные правила медицины, требования к некоторым срокам оказания медицинской помощи и требования по надлежащему ведению медицинской документации, говорит руководитель Омского регионального отделения «Ассоциация медицинских юристов», управляющий ООО «Центр медицинского права» Алексей Панов. «Плюс этого приказа заключается в том, что наконец-то появился хоть какой-то эталон, от которого можно отталкиваться, – объяснил Панов «МедНовостям». – Однако, пока что он представляет из себя определенную «кашу». В законе под качеством медпомощи понимается ее своевременное оказание, правильность выбора методов лечения и степень достижения запланированного результата. И в окончательном варианте приказа, в отличие от его первоначального проекта, появилось понятие результата. Но по-прежнему нет общепонятных и структурированных критериев своевременности и правильности лечения».

При этом документ вобрал в себя все давно существующие каноны медицины и сложившиеся правила оказания медпомощи, говорит эксперт. Так, пункт (б) «Критериев» включает «первичный осмотр пациента и сроки оказания медпомощи», пункт «в» – установление первичного диагноза, пункт «д» – формирование плана лечения с включением в него перечня лекарственных препаратов. «Законодательное оформление этих канонов, несомненно, нужно, как некий эталон, применяемый в рамках судебного процесса, при спорах со страховыми компаниями, – считает Панов. – Но как «Критерии» будут применяться медорганизациями и контрольными органами, пока не понятно. В самом приказе идет отсылка на являющиеся одной из основ критериев оценки качества клинические рекомендации, но где их брать? Если зайти на сайт Минздрава и воспользоваться поисковой системой, то возможно найти лишь 7 документов, содержащих словосочетание «клинические рекомендации», из которых только один имеет к ним отношение».

При этом, по словам президента Национального агентства по безопасности пациентов и независимой медицинской экспертизе Алексея Старченко, сам документ далеко не полный: критериев значительно больше, и они могут быть гораздо разнообразнее. «Приказ содержит небольшой набор манипуляций, с помощью которых можно поставить диагноз и узкий перечень мероприятий, обеспечивающих некую преемственностьв оказании помощи, – говорит Старченко. – Причем, собраны они мозаично. Взяли, например, порядок оказания акушерско-гинекологической помощи, выудили из него три позиции и назвали это критериями. При этом медики, конечно, должны строго соблюдать порядки, стандарты и клинические протоколы. И проверяющие их структуры сегодня применяют более широкие критерии. Просто чиновники посчитали, что то, что они выбрали – наиболее важно, и включили в документ. Бюрократ он так работает – нахватал отовсюду и создал видимость разработки документа».

«Критерии» должны быть всеобъемлющим документом, причем постоянно обновляющимся: при появлении нового порядка, уточняющего старый, это должно отражаться в документе. По словам Старченко, на сайте Национальной медицинской палаты размещен альтернативный минздравовскому документ, разработанный экспертами. Он называется «Карта дефектов» и задуман, как пособие для медицинских работников и экспертов по дефектам оказания медпомощи.

«Чтобы проверяемый врач не оказался в униженном положении, ему надо дать документ, описывающий все то, за что его могут наказать. А сейчас  у него может создаться впечатление, что кроме перечисленных критериев качества, все остальное  – второстепенно. И это главный недостаток документа – создается иллюзия того, что надо соблюдать только то, о чем в нем сказано, за это оштрафуют, а за остальное не должны. Это не так. Оштрафуют за все. «Карта дефектов» – более глубокий документ, в котором детально проанализированы порядки и стандарты. Мы рекомендовали его Минздраву, но там посчитали, что так много критериев не нужно».

«Писать, писать и еще раз писать»

При этом «Критерии» де-юре закрепляют сложившуюся де-факто практику оценивать работу медиков не по достигнутому результату, а по качеству заполнения описывающей процесс лечения документации, отмечают эксперты.

По закону, медорганизация обязана вести документацию, и она об этом знает, в квалификационных требованиях к врачу также установлена такая обязанность, совершенно незачем дублировать это в «Критериях», считает Панов. «Но самое главное, какое отношение ведение меддокументации имеет к качеству медпомощи, –  отмечает он. – В медкарте может быть все изложено идеально, а по факту пациент не получит никакого облегчения от лечения. И наоборот, врач может действовать полностью правильно в интересах пациента, но недостаточно скрупулезно оформлять документацию. Получается, что медпомощь оказана некачественно, и на основе амбулаторной карты, в которой врач что-то не дописал, можно будет обращаться в суд за компенсацией за некачественно оказанную медпомощь (с 2012 года на систему ОМС распространяется закон о защите прав потребителей, есть такое постановление Верховного суда). Поэтому главным становится – писать, писать и еще раз писать».

И уж совсем абсурдным, с точки зрения юриста, является определение качества документации, в том числе, наличием «Информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство. «Этот документ – информация о том, что будет, если заболевание не лечить, что будет, если лечить, и какие есть возможные риски, если использовать заданную медицинскую технологию, – напоминает Панов. – Он действительно должен быть оформлен медорганизацией, но зачем это еще записывать в критерии качества? Информация и качество это совершенно разные категории. А тут выходит, что если пациенту дали подписать какие-то общие фразы на все случаи вмешательств, содержание которых может даже не отвечать его патологии, то пролечили его качественно».

Что делать при укусе клеща и как предупредить вирусный энцефалит. Объясняет врач Как правильно Что делать при укусе клеща и как предупредить вирусный энцефалит. Объясняет врач
Подробная информация о том, как разобраться с паразитом и обезопасить себя
Поллиноз: когда весна не в радость Здравоохранение Поллиноз: когда весна не в радость
Разбираемся, почему возникает сезонная аллергия и как от нее избавиться