Клиники по этой проблеме

Нарушения речи

Нарушения речи. Фото с сайта www.sciencephoto.com

Расстройства речи известны с глубокой древности. Без сомнения, болезни эти существуют так же давно, как и человеческое слово. Это достаточно распространенное явление и среди детей, и среди взрослых. Греки и римляне, у которых публичное слово играло важную общественную роль, а обучение изящной речи входило в круг предметов общего образования, уже имели понятие о многих расстройствах речи.

Это отразилось в большом количестве терминов, употреблявшихся для их обозначения. Уже у Гиппократа встречаются упоминания почти обо всех известных нам формах расстройств речи: потеря голоса, потеря речи, косноязычие, невнятная речь, заикание и др.

Причины

Причинами нарушения речи могут быть различные факторы или их сочетания:

  • трудности в различении звуков на слух (при нормальном слухе);
  • повреждение во время родов речевой зоны, расположенной на макушке;
  • дефекты в строении речевых органов — губ, зубов, языка, мягкого или твёрдого нёба. Примером могут служить короткая уздечка языка, расщелина верхнего неба, называемая в народе «волчьей пастью», или неправильный прикус;
  • недостаточная подвижность губ и языка;
  • задержка речевого развития вследствие задержки психического развития;
  • неграмотная речь в семье и др.

Что происходит?

При наиболее серьезных нарушениях речи страдает не только произношение звуков, но и умение различать звуки на слух. При этом ограничен активный (используемый в речи) и пассивный (тот, который ребенок воспринимает на слух) словарь ребенка, возникают проблемы с построением предложений и фраз. Все эти нарушения, если их вовремя не исправить, вызывают трудности общения с окружающими. В дальнейшем они могут привести к развитию у ребенка закомплексованности, мешая ему учиться и в полной мере раскрывать свои природные способности и возможности.

По степени тяжести речевые нарушения можно разделить на те, которые не являются препятствием к обучению в массовой школе, и тяжелые нарушения, требующие специального обучения. Из тяжелых нарушений речи чаще всего встречаются алалия, различного типа дизартрии, некоторые формы заикания и др.

Алалия — это полное или частичное отсутствие речи у детей при хорошем физическом слухе, обусловленное недоразвитием или поражением речевых областей головного мозга. При сенсорной алалии ребенок плохо понимает чужую речь, причем, не распознает именно звуки речи: слышит, что человек что-то говорит, но не понимает, что именно. Это сходно с тем, как мы не понимаем говорящих на неизвестном нам иностранном языке. При моторной алалии ребенок не может овладеть языком (его звуками, словами, грамматикой).

Дизартрия (анартрия) — это нарушение произношения, возникающее вследствие поражения нервной системы. При дизартрии страдает не произношение отдельных звуков, а вся речь. Ребенок с дизартрией нечетко, смазанно произносит звуки, голос у него тихий, слабый, или напротив, чересчур резкий; ритм дыхания нарушен; речь теряет свою плавность, темп речи ненормально ускорен или чересчур замедлен. Нередко у детей с дизартрией нарушены мелкие движения кисти, они неловки физически.

Дети со стертыми формами дизартрии не выделяются резко среди своих сверстников, даже не всегда сразу обращают на себя внимание. Однако у них имеются некоторые особенности. Так, эти дети нечетко говорят и плохо едят. Обычно они не любят мясо, хлебные корочки, морковь, твердое яблоко, так как им трудно жевать. Немного пожевав, ребенок может держать пищу за щекой, пока взрослые не сделают ему замечание. Часто родители идут малышу на уступки — дают мягкую пищу, лишь бы поел. Тем самым они, не желая того, способствуют задержке у ребенка развития движений артикуляционного аппарата.

Дислалия – это нарушения произношения различных звуков, другое название этого типа нарушений речи – косноязычие. Виды косноязычия весьма разнообразны. Для обозначения их обычно пользуются греческими названиями тех звуков речи, произношение которых нарушено: искаженное произнесение звука «р» получило название ротацизма, звука «л» – ламбдаизма, свистящих и шипящих звуков («с», «з», «ц», «ш», «ж», «г», «щ») – сигмаизма (от греческих букв «ро», «ламбда», «сигма»). Если нарушено произнесение всех согласных и звукосочетаний за исключением «т», так что речь становится совсем непонятной, то употребляют термин «тетизм» (от греческого названия буквы «т» (тета)).

Заикание — это нарушение темпа, ритма, плавности речи, вызываемое судорогами, спазмами в различных частях речевого аппарата. При этом у ребёнка в речи наблюдаются вынужденные остановки или повторения отдельных звуков и слогов. Заикание чаще всего возникает у детей в возрасте от двух до пяти лет. Очень важно не пропустить первые признаки заикания: ребёнок вдруг внезапно замолкает, отказывается говорить. Это состояние может длиться до нескольких дней. В таком случае необходимо срочно обратиться к врачу.

Нередко причиной заикания становится испуг или длительная психическая травма. Нарушения речи в дошкольном возрасте, при отсутствии коррекционной работы, неминуемо приведут к проблемам в школе, в частности, может развиться дисграфия — нарушение письма, так называемое, косноязычие в письме. Как правило, оно проявляется, когда ребёнок начинает учиться читать и писать. Причиной этого нарушения является недоразвитие или нарушение фонематического слуха. Кстати, проговаривание вслух всех операций при написании буквы в нужной последовательности – довольно действенное средство для обучения ребенка правильно мыслить о действии, то есть может быть профилактикой возникновения графических ошибок у младших школьников.

В первых классах у ребенка может также проявиться дислексия (алексия) — нарушение процесса чтения или овладения им при поражении различных отделов коры левого полушария (у правшей). В зависимости от того, какие конкретно участки поражены, выделяют различные виды алексий.

Лечение

Некоторые нарушения речи исчезают с возрастом, часть из них может быть устранена при незначительной помощи логопеда в работе с родителями либо на логопункте, в детской поликлинике или в обычном садике. Дети с тяжелыми нарушениями речи нуждаются в обязательной длительной помощи логопеда в речевых группах логопедических детских садов. При этом чем раньше Вы обратились за помощью к логопеду, тем успешнее будет проведена коррекционная работа с вашим ребенком.

Клиники по этой проблеме (смотреть все)
Узнать больше
(495) 780-07-71 (многоканальный)

метро: Каширская (ках.), Таганская (кольцевая), Октябрьское поле, Тимирязевская, Проспект Вернадского, Бабушкинская, Академическая, Пражская, Первомайская, Краснопресненская, Нагорная, Братиславская, Полежаевская, Дмитровская, Проспект Мира, Речной вокзал, Водный стадион, Баррикадная, Тульская, Таганская, Университет, Домодедовская, Марксистская, Каширская (замоск.)

сайт: www.fdoctor.ru

e-mail: mailbox@fdoctor.ru

Узнать больше
(495) 788-1817 (справочная), 777-8107

адрес: ул. 2-я Кабельная, д. 2, стр. 25

метро: Авиамоторная

сайт: www.scz.ru

e-mail: info@scz.ru

Узнать больше
(495) 739-7372 (495) 981-6734

адрес: Красногорск (Московская область), ул. Павшинская, д. 2

сайт: http://gormed.su

Узнать больше
(495) 966-23-59

адрес: г.Москва, м. Краснопресненская, Волков переулок, д. 21

метро: Улица 1905 года, Краснопресненская, Баррикадная

сайт: www.medcentr.biz

Узнать больше
921-35-37 (справочная)

адрес: Москва, ул. Верхняя Масловка, д.10, стр. 4; ул. Беловежская, д.79; Георгиевский пер., д.1, стр. 2; ул. 2-я Фрунзенская, д.4; ул. Герасима Курина, 16

метро: Кунцевская, Охотный ряд, Славянский бульвар, Чеховская, Пушкинская, Динамо

сайт: www.spectra.ru

e-mail: spectra@spectra.ru

Узнать больше
(495) 540-46-56 (справочная)

адрес: Москва, Овчинниковская наб., д. 22/24, стр. 2

метро: Третьяковская, Новокузнецкая

сайт: wikimed.ru

e-mail: reception@wikimed.ru

Узнать больше
780-01-10 (многоканальный)

адрес: пер. 3-й Самотечный, д. 2

метро: Новослободская, Цветной бульвар

сайт: www.medstyle-effect.ru

e-mail: info@medstyle-effect.ru

Узнать больше
+7(495) 777-4849

адрес: Москва, ул. Космонавта Волкова, 9/2 (м. «Войковская»)
ул. Клары Цеткин, д. 33/28 (м. «Войковская»)
ул. Лесная, д. 57, строение 1 (м. «Белорусская», м. «Новослободская»)
ул. Ярославская, д. 4/2 (м. «ВДНХ», м. «Алексеевская»)
ул. Ярцевская, д. 8 (м. «Молодежная»)
Волгоградский проспект, д.42, корп. 1 (м. «Текстильщики»)
ул. Приорова, д.36 (м. «Войковская»)
пер. Расковой, д.14-22 (м. «Динамо», м. «Белорусская»)
г. Солнечногорск, ул. Красная, д. 167

сайт: www.smclinic.ru

Узнать больше
22-55-205, 955-90-21, 955-90-22 (Центр на ул. Донская, 28), 699-21-22, 995-02-03, 777-30-70 (Центр на ул. М.Дмитровка, 16, к.10), 235-54-77, 777-30-76 (Центр на ул. Дубининская, 68)

адрес: Москва, ул. Донская, д. 28

метро: Павелецкая, Пушкинская, Шаболовская

сайт: www.policlinica.ru

e-mail: mk@policlinica.ru

Узнать больше
(499) 641-01-09

адрес: Москва, Ул. Гарибальди, дом 36

метро: Новые Черемушки

сайт: cheremushki-clinic.ru

Узнать больше
(499) 243-3565, (499) 243-5196, (499) 243-1626

адрес: пр. Кутузовский, д. 5/3

метро: Смоленская, Киевская (кольцевая), Киевская

сайт: www.gritsenko.ru

e-mail: med_rsi@inbox.ru

Узнать больше
(495) 223-22-22 (многоканальный)

адрес: б-р Цветной, д. 30, корпус 2;
ул. Б. Молчановка, д. 32, стр. 1; тел.: (495) 229-17-82;
Трехгорный Вал, д.12, стр.2; тел.: (495) 229-19-01;
ул.Воронцовская, д. 8, стр. 6; тел.: (495) 223-22-79;
ул.Воронцовская, д. 8, стр. 5.; тел.: (495) 223-22-87; (495) 762-35-23

метро: Улица 1905 года, Арбатская, Цветной бульвар, Таганская

сайт: www.onclinic.ru

e-mail: mail@onclinic.ru

Узнать больше
(499) 750-00-04

адрес: Москва, Нагорная ул., дом 17, корп.6

метро: Нагорная

сайт: yusupovs.com

e-mail: info@yusupovs.com

Узнать больше
(495) 925-00-40

адрес: Москва, ул. Яблочкова, д.21, к.3;
ул. Азовская, д.24 к.3;
ул. Молдагуловой, д.3 к.3

метро: Тимирязевская, Севастопольская, Выхино

сайт: www.familyclinik.ru

Медпортал рекомендует