Как стать знатоком алкоголя

Если мы не отказываемся от спиртного раз и на всю жизнь, то с возрастом перед большинством начинает маячить одна проблема. Как бы так исхитриться, чтобы любовь к разным приятным напиткам и коктейлям не сильно отражалась на самочувствии?

Совет «сократить дозу» обычно не проходит: русский человек останавливаться не умеет и, что характерно, не любит. Поэтому проблема обычно разрешается путем перехода на более качественные напитки, а для этого нужно научиться отличать добро от зла в мире спиртного.

Он проводит время жизни за сравнительным анализом вина

Встречи с алкоголем на высшем уровне проводятся в школах сомелье. Исторически сомелье – это виночерпий, ныне же – консультант, помогающий посетителям ресторанов подобрать вина к заказанным блюдам.

Впрочем, курсы сомелье, рассчитанные на любителей, а не профессионалов ресторанного бизнеса, чаще всего не ограничиваются ликбезом по винам, а освещают состояние дел в отношении более крепких напитков. Это дает новый ракурс на бытовой алкоголизм: слушатели курсов сомелье уже вряд ли станут пить «Арбатское» и какие-нибудь коньяки от мутного производителя.

  • «Московский ресторатор»: интенсив понемногу обо всем

Групповые занятия – 12 500 руб, индивидуальный курс – 29 500 руб. Продолжительность: 5 дней по 4 часа

Тел.: (495) 411-91-24

Курсы сомелье затесались среди пары тренингов с интригующими названиями: «Обаятельный официант – успех ресторана» и «Проницательный официант – лидер продаж». Ликбез включает в себя знание условий производства вин в основных регионах, историю виноделия, дегустации и курс по не-винным напиткам: от джина до текилы. По окончании – сертификат вам в руки, свидетельствующий о том, что кое в чем вы теперь разбираетесь. Неплохой результат всего за неделю занятий.

  • Школа сомелье при «Галерее французских вин»: углубленно о французском вине

Стоимость курса 400 у.е. (групповые занятия). Продолжительность курса: два с половиной месяца, 2 раза в неделю

Тел. (495) 771-34-71, 540-71-54.

Курс делится на теоретическую часть: основы виноделия, практическую – касающуюся выбранных сортов ресторанных вин, и, наконец, мегапрактическую, посвященную тонкостям работы сомелье. На лекции приглашаются владельцы винодельческих хозяйств, сотрудничающие с «Галереей». Соответственно, их вина и будут дегустироваться на практических занятиях.

  • «Wine People»: дорога к профессионализму

Стоимость курса: 60.000 рублей. Продолжительность курса: 40 занятий по 3 часа + 10 мастер-классов. Возможна недельная практика в винном бутике.

Тел.: (495) 979-22-51

Организаторы этой школы сомелье делают акценты на своей независимости: они не «завязаны» на продукции партнеров, вина для изучения и дегустации выбирают сами преподаватели.

В этой школе курсы четко делятся на любительские и профессиональные. Вообще, звучит неплохо: курс для любителей вина. Время обучения в обоих случаях – 5 месяцев. Разница же в том, что в любительский курс входят не только вина (широчайшей географии производства) и крепкие спиртные напитки, но и правила их сочетаний (вино плюс еда), ликбез по сырам и сигарам, а также практические занятия по составлению винной карты и работе сомелье в ресторане.

Конечно, курсов сомелье только в Москве гораздо больше.

Для понимания уровня школы сомелье, надо:

  1. Чтобы было четко обозначено, что выбранный курс – для любителей. Если профессионалы и любители собраны в одну кучу – результат получается ни нашим, ни вашим.
  2. Узнать, кто преподает. Хорошо, если приглашены специалисты-виноделы, желательно – из Европы. Это вдохновляет.
  3. Понять, как вы будете использовать знания, полученные на курсах сомелье. Тогда проще выбрать широкую или узкую специализацию.

Не чай они там пьют

Ну, положим, не каждый готов отстегнуть 300 – 500 убитых енотов за любительский курс сомелье, прослушивание которого как пить дать будет принуждать к покупке дорогих напитков. Многие знания – многие печали и расходы.

Есть возможность приобщиться к миру качественных спиртных напитков и по дешевке. То есть, направить свои стопы в дегустационный зал.

  • «Чаша Хайяма»

Правила дегустации вина

Дегустация состоит из трех стадий анализа:

  • визуальная: внешний вид вина: цвет, блеск, чистота, текучесть
  • обонятельный анализ: у запаха вина множество типов – фруктовый, цветочный, запах растений, эмпирематический запах (поджаренного хлеба, жаренного кофе, жаренного миндаля).
  •  вкусовая: сладость, горечь, солоноватость, вяжущие характеристики, мягкость.

И еще: если у старых вин есть «букет», то у молодых – только «аромат».

Это самый известный, непотопляемый с советских времен дегустационный зал на экс-ВДНХ. Специализируется преимущественно по спиртным напиткам, производящимся на территории бывшего СССР. Зато можно попробовать крымский портвейн тысяча девятисотых годов из виноградников князя Голицына (русская знать имела хорошие особняки в Крыму) и прочие раритеты. Европейские вина есть, но мало.

ВВЦ, павильон 19. Тел.: (495) 181-41-33

  • Ресторанный комплекс «Арарат»

Предоставляет возможность пройтись по армянскому коньячку, арцаху и армянским винам, разливаемым в дегустационном зале.  Положительно, все алкогольные дороги ведут на ВВЦ.

ВВЦ, павильон № 68 «Армения». Тел.: (495) 999-10-11

Дегустации могут быть разовыми мероприятиями, организованными при магазинах и винных погребках.

  • Магазин «Массандра-Легенда Крыма»

Здесь провходят тематические дегустации раз в неделю: выбирает ассортимент вин на пробу – и созывает гостей. Стоимость варьируется, но не более 1000 рублей.

Комсомольский проспект, д.15, стр. 2. Тел.: (495) 247-00-96       .

Уметь читать этикетку

Впрочем, если вы умеете сделать вывод «пить или не пить» при беглом осмотре бутылки, а затем не отступать от сделанного вывода, то вам достаточно уметь читать алкогольные этикетки.

Но есть нюанс: многое зависит от того, в каких напитках вы хотите разбираться. Самое элементарное – водка. На этикетке должны быть указаны: компания-производитель и организация, в которую входит эта компания, крепость напитка (в % об.), вместимость бутылки в литрах и отметка о соответствии водки Госстандартам. На этикетке с обратной стороны бутылки указывается дата разлива и номер бригады, выпустившей эту партию. Внешний вид этикетки тоже должен быть на высоте: новая, аккуратно отпечатанная на хорошей бумаге и ровно наклеенная.

А вот с вином все очень неоднозначно. Если стоит задача «не купить жуткое палево от отечественного производителя», правила примерно те же: не брать вин, подкупающих дешевизной, наличие названия компании-производителя на этикетке и дата розлива. Но все это работает с российскими винами, которые, ни для кого не секрет, богатством вкуса не отличаются.

Серьезная наука начинается при переходе на европейские вина. Дело в том, что для удобства потребителя из ЕС все виды вин четко регламентированы, но количество критериев столь разнообразно, что у простого потребителя сразу возникают вопросы: чем отличается столовое вино от вин, контролируемых по происхождению? Как по размеру шрифта и по расположению надписей отличить подделку? На все эти вопросы не ответить в паре абзацев. Поэтому лучше купить толковый справочник или, элегантно закольцовывая композицию, отправиться на курсы сомелье.

Елена Уварова