Собеседование: продай себя сам

С началом осени многие активизируются в плане поиска новой работы: отпуска закончились, время подумать о карьере. Поэтому всем, кто планирует в ближайшее время сменить офис и коллег, будет нелишним напомнить, как успешно «продать» себя работодателю.
Ни для кого не секрет, что фундаментом для встречи с новым работодателем становится ваше резюме. Но даже при безупречно составленном резюме, самая сложная задача — выдержать многочисленные собеседования.
Обычно при устройстве на работу приходится пройти несколько собеседований:
- В кадровом агентстве. Задача рекрутеров — оценить вашу адекватность. Качественно проверить профпригодность они не могут, поэтому максимум, чего стоит опасаться – теста на проверку знаний иностранного языка.
- Собеседование непосредственно в компании. Придется встретиться с:
— представителем службы по работе с персоналом. Его задача: выяснить, все ли в вашем резюме правда, и насколько ваши личные качества соответствуют данной вакансии.
— с руководителем отдела, в который вы устраиваетесь. Здесь будет сделан акцент на профессиональные навыки, и вполне возможны тестовые задания.
— с генеральным директором компании. Он постарается оценить, насколько вы перспективный сотрудник и сможете ли вписаться в корпоративную культуру компании.
Считается, что собеседование – частный случай продажи, и принципы его почти такие же, как если бы вы «продавали» автомобиль или партию джинсов. Поэтому у каждого собеседования, как и у любой продажи, существует пять этапов:
Этап 1: вступить в контакт с покупателем
В нашем случае покупатель – человек, который проводит собеседование. С ним и придется завязать доверительные отношения.
Как это сделать:
— Помнить, что ваш интервьюер,
«Покупатель» заинтересован в вас так же, как вы в этой работе и специально «заваливать» не будет. Поэтому, как говорится, расслабьтесь и получайте удовольствие от нового опыта. В конце концов, даже если это последний шанс накормить троих детей и непутевого мужа, для положительного результата просто необходимо избавиться от лишней важности. Для этого,
— Вести себя правильно
Смотрите в глаза собеседнику, не забывайте улыбаться и следите за тем, чтобы поза была открытой – ноги и руки не скрещены, плечи расправлены. Даже если вы считаете, что открытая поза – это выдумка психологов, то выдумка эта слишком широко известная. Она все равно повлияет на качество общения: интервьюер посчитает, что вы банально не знаете элементарных правил эффективной коммуникации.
Этап 2: выяснить потребности клиента
На этом этапе необходимо понять, какой именно опыт или качество соискателя представляют принципиальную важность для компании. При достаточно общих требованиях – например, опыт работы от 5 лет, знание английского языка и умение руководить коллективом – степень важности каждого из них для работодателя наверняка будет разной. Поэтому, как показывает практика, в процессе диалога работодатель может «закрыть» глаза на тот или иной пункт. Выяснить, где они готовы идти на уступки, а где нет – ваша задача на данном этапе.
Как это сделать:
Задавать прямые вопросы собеседнику:
— Чего вы ждете от кандидата?
— Что для вас является решающим при выборе сотрудника?
— Почему это место оказалось вакантным?
В зависимости от полученных ответов вы сможете позже правильно подать себя.
Этап 3: провести презентацию вашего товара
При поисках работы ваш товар – вы сами. Поэтому проводить придется самопрезентацию.
Как это сделать:
— Заранее продумать ответы на классические вопросы любого собеседования:
Почему уходите с предыдущего места работы?
Ответ маленькая зарплата или проблемы с начальством – не подходит. Даже если это чистая правда. Правильнее сказать, что нет возможностей для развития и инициативы.
Ваши сильные и слабые стороны?
Со своими сильными сторонами вы и сами разберетесь. Куда сложнее грамотно озвучить недостатки. Например, вы иногда опаздываете, но говорить надо об этом так: «Я, к сожалению, сова». Собственную вспыльчивость работодателю лучше представить фразой: «Мне приходится иногда сдерживать свой темперамент».
Чего ждете от нашей компании?
При ответе на этот вопрос вам как раз пригодится информация о потребностях работодателя. На ваш вопрос, чего они ждут от кандидата, вы получили ответ: «Исполнительности и аккуратности». Стало быть, имеет смысл сказать: «Хочу повысить свой профессиональный уровень и расширить круг профессиональных возможностей». Если же вам озвучили, что соискатель должен быть самостоятельным и инициативным, следует ответить: «Я ищу возможностей для реализации своих идей».
Кроме того, необходимо составить связный, но короткий рассказ о своем опыте работы в этой сфере по схеме: занимаемая должность, обязанности, достижения.
Этап 4: уметь работать с возражениями
Здесь вам предстоит ответить на дополнительные вопросы. Вполне вероятно, что вы
Как это сделать:
Можно воспользоваться маленькой хитростью и не озвучивать во время самопрезентации ряд важных пунктов: например, зачем вы уходите со старой работы и чего хотите получить на новой. Интервьюер будет вынужден спросить вас именно об этом. В противном случае он начнет копать глубже и, возможно, задаст
Этап 5: завершение сделки
Если при обычной продаже на этом этапе у вас либо купят товар прямо сейчас, либо не купят совсем, то результатов собеседования придется подождать в любом случае.
Напоследок можно задать собеседнику несколько как будто случайных вопросов о компании, в которую вы устраиваетесь, продемонстрировав, что вы к встрече готовились. Начните их словами: «я увидела на вашем сайте…» или «читала в газете, что…».
После каждой встречи, проиграйте весь диалог с интервьюером в голове и постарайтесь трезво оценить – в какой момент вы были на высоте, а в какой держались не очень.
Оля Катина