Как-то во время одного музыкального фестиваля в одной европейской стране я, направляясь от сцены с концертом одной любимой рок-звезды к сцене с концертом другой любимой рок-звезды и по ходу размышляя, где бы купить бокал вина, увидела толпу там, где ничего вроде не должно было быть… Поскольку я – не кошка, и любопытство меня сгубить не может, я моментально поменяла свой маршрут и присоединилась к народу.
Там происходило удивительное: несколько молодых людей в центре круга танцевали с огненными предметами в руках. Кто-то с шестом с огненными концами, кто-то – с горящими шариками на цепях, кто-то с пылающими лентами… Той ночью мне казалось, что огонь в их руках – живое существо, партнер в волшебных танцах, а сами ребята ведут свое происхождение от загадочных обитателей древних мифов…
Я так и не поняла, кто это был: пиротехники на отдыхе, студенты циркового училища, уличные актеры, или кто-то еще?
Огневой рубеж
В древности искусство танца с огнем носило ритуально-мистический характер, потом стало постепенно забываться, и вот, в конце XX века оно возродилось заново. Считается, что в современном мире прообразом для «людей огня», преследующих сакральные цели, является жесткий мужской танец «тандава», в основе которого лежит пляска Шивы Натараджи, уничтожающего вселенную.
Шива, танцующий в кольце огня
Древние таинственные ритуалы – это чарующе и притягательно, но обычно духовными практиками не занимаются на рок-фестивале на глазах у публики. И, действительно, оказалось, что увиденное мной действо изначально было частью фитнеса новозеландского народа маори.
В стародавние времена воины маори использовали для переноски яиц птицы моа особый мешок – «кии». А пока шли к месту, где находились эти самые яйца – они вкладывали в мешок камни, и крутили его вокруг себя, таким образом, развивая ловкость и координацию движений.
Прошли столетия, птицы моа вымерли, а мешок «кии» с камнями стали использовать как спортивный снаряд для поддержания воинами физической формы и владения своим телом. Назывался он «киитоа» или «поитоа», что в дальнейшем превратилось просто в «пои». Женщины-маори тоже крутили пои, но с несколько иной целью – очаровать воинов-маори.
И вот, во второй половине XX века, странствующие цирковые труппы подсмотрели древнее новозеландское искусство, добавили огоньку и стали демонстрировать его на других континентах. А поскольку то было веселое время хиппи – искусство незамедлительно распространилось среди тусовочной молодежи.
Сейчас, в начале века XXI, танцоры с огнем используют: собственно пои (poi) – и их модификации – многоголовые пои и веревки, шест (staff), палочки с огненными концами (devil sticks), крутящиеся диски (diabolo), огненные веера… да и просто выдувают огонь изо рта без всяких дополнительных принадлежностей.
Кружок «Умелые руки»
Широкое распространение танцев с огнем среди молодежи позволяет предположить, что это, все-таки, не удел небожителей. И хотя, на первый взгляд, такое искусство кажется непостижимым, научиться ему все-таки можно.
С чего же начать общение с пои?
Наверное, стоит сказать, с чего начинать точно не следует: с похода магазин за банкой с горючей жидкостью – в таком случае постижение огненного танца отложится на время пребывания в ожоговом центре.
Начинать стоит с традиционных новозеландских пой – негорящих. Обладатели электронных денег и терпения могут заказать их в Интернет-магазинах, а обладатели прямых рук и свободного времени – за полдня соорудить самостоятельно.
Простейшие пои делаются из двух длинных носков, в концы которых вложены теннисные мячики. Для более сложного варианта потребуются те же мячики, шило, цепь, пара ленточек из кожи или плотной ткани для петелек на пальцы и шелковые ленты, имитирующие аэродинамику огня. Эти принадлежности несложно купить, а процесс изготовления описан в деталях на различных тематических ресурсах.
Пои готовы – что дальше? Попытка изобразить нечто похожее на виденные танцы приводит только к тому, что мячики бьют по лицу, цепи запутываются, а в душе возникает искреннее желание швырнуть пои, как минимум, в угол комнаты, а лучше – из окна подальше...
Поэтому перед началом экзерсисов стоит посетить место, где есть все, то есть, как обычно, Интернет. Десять минут поиска – и мы находим замечательные сайты, где выложены уроки с видеороликами, объясняющие технику кручения пой – от простого к сложному. А затем, как в любом деле, предстоит учиться, учиться и учиться. Продолжительность тренировок зависит от настойчивости и желания, от владения своим телом и понимания новых ощущений.
Могу сказать, что абсолютно среднестатистической мне на освоение азов хватило двух недель.
Ночь твоя – добавь огня
Ну вот, настал тот день, когда кажется, что движения получаются уверенно, пои летают сами собой, крутить можно часами без устали…
Теперь можно знакомиться с огнем. Но мячики не подожжешь, поэтому придется раздобыть огненные пои. Как и тренировочные, их можно заказать в Интернет-магазине, а проще и быстрее сделать самим.
Огненные пои отличаются от тренировочных только хвостами – вместо мячиков должен быть фитиль, изготовленный из негорючей ткани: либо из асбеста, любо из кевлара. Асбест легко купить (на строительном рынке), однако он недолговечен, быстро прогорает, и небезопасен для здоровья – его частицы могут вызывать онкологические заболевания… Поэтому делать асбестовые пои я не советую, лучше приложить немногим больше средств и усилий и достать кевлар. У этого негорючего, прочного и легкого материала есть только один минус – до недавнего времени его практически невозможно было купить в нашей стране.
При изготовлении огненных пой особенно важно тщательно проверять их на прочность – ведь, если теннисный мячик отлетит и потеряется – его можно с легкостью заменить другим, а если отлетит горящий фитиль, да еще в голову проходящему мимо старичку…
Отдельно надо сказать о топливе. В большинстве случаев для пой используется керосин, иногда ламповое масло (оно подороже, но зато не обладает столь резким запахом), и ни в коем случае не бензин, дизель или спирт…
Пой, ласточка, пой
Итак, пои сделаны, керосин куплен. Что дальше? Дальше просто необходимо выучить как отче наш правила безопасности. Во-первых, если вы только начинаете – никогда не крутите в одиночку (я как-то раз в начале своего общения с пой случайно стукнула себя по голове фитилем – результат – прощай, прическа, если бы стоящие рядом люди не сказали, что у меня горят волосы…). Во-вторых , каким бы вы не были продвинутым, никогда не крутите в состоянии алкогольного опьянения – даже если это одна бутылка пива! В-третьих, тщательно следите, чтобы вы с огнем и ваша емкость с керосином были разделены в пространстве – загоревшиеся пол-литра керосина не слишком приятный предмет. И, в четвертых, позаботьтесь, чтобы местность под ногами была ровная, люди стояли на расстоянии от вас, а в вашей одежде не было слишком много синтетических тканей или аксессуаров, за которые могут запутаться цепи. Ну и конечно, хорошо бы иметь с собой какое-нибудь средство от ожогов – несмотря на то, что они случаются довольно-таки редко.
Ну и дальше – burn, fire,burn! Первый танец с огнем незабываем, как первый секс – шок, удивление, радость, восторг, чудо…
Для одних пой становится отдыхом после работы или занятным хобби, для других – танцем с новым партнером-стихией, для третьих – познанием энергии огня и себя через эту энергию, что-то вроде медитации или сакрального ритуала.
Кроме того, не будем забывать, что вращение – движение, которое заложено в основу существования материи во Вселенной (вспомним атом, электроны, солнечную систему). И танец в сплетении огненных линий вносит в нашу жизнь ту первозданную гармонию природы, которой нам не хватает в наших офисах, автомобилях и квартирах.