Главное за неделю
На минувшей неделе вступили в силу требованиях к размещению государственных медорганизаций, «исходя из потребностей населения», а президент в своей «прямой лини» высказался против их дальнейшей «оптимизации». Минздрав пообещал подготовить методичку о порядке посещения больных в реанимации, а пока вынес на общественное обсуждение новый вариант порядка определения взаимозаменяемости зарегистрированных лекарств. «МедНовости» представляют обзор последних событий в области здравоохранения.
Шанс остановить «оптимизацию»
15 апреля вступил в силу приказ Минздрава России от 27 февраля 2016г. № 132н «О требованиях к размещению медицинских организаций государственной системы здравоохранения исходя из потребностей населения».
В частности, шаговая доступность до поликлиники и транспортная до больницы должна составлять не больше часа. Максимальное время в пути за неотложной помощью от самого отдаленного населенного пункта обслуживаемой территории – не более двух часов. Размещение станций скорой помощи должно быть таким, чтобы время доезда бригады до самого отдаленного из обслуживаемых населенных пунктов не превышало 20 минут с момента ее вызова. Для этого одним из пунктов приказа регламентируется место расположения и территория обслуживания станции скорой медицинской помощи с учетом численности и плотности населения, особенности застройки, состояния транспортных магистралей.
Кроме того, в документе содержится основной перечень российских медучреждений и их потребность. При «упорядочении» сложившейся сети или создании новых учреждений, местные власти должны исходить из рекомендуемой численности обслуживаемого населения. В частности, одна станция скорой помощи полагается на 50 тыс. жителей, амбулатория или отделение общей врачебной практики – на 2-10 тыс. жителей. Населенный пункт, в котором проживает от 20 тыс. до 50 тыс. человек должен иметь три полноценные поликлиники (взрослую, детскую и стоматологическую).
Фото: kremlin.ru
Эксперты приветствуют появление требований к доступности медпомощи, но сомневаются, что в том, что на местах будут их выполнять, открывая новые государственные ЛПУ. С другой стороны, документ может стать хоть каким-то барьером для закрытия медучреждений в ходе их «оптимизации», лишившей медпомощи сотни тысяч россиян. Тем более, что на этот счет была заявлена политическая воля: на прошедшей в четверг «прямой линии» президент РФ Владимир Путин пообещал, что «бездумного» сокращения медицины в небольших населенных пунктах больше не будет.
«Методичка» по посещению реанимации
Еще одним итогом президентской «прямой линии» стало обещания Минздрава подготовить к 1 июня 2016 года рекомендации о порядке посещения больных в реанимации. Больную тему на «прямой линии» поднял Константин Хабенский – известный актер и глава благотворительного фонда, помогающего детям с онкологическими заболеваниями головного мозга. «Хотя закон не запрещает родителям находиться рядом с тяжело больными детьми во время лечения, в том числе в реанимационных отделениях, в реальности главные врачи в большинстве клиник используют различные предлоги и запрещают подобные посещения», — отметил Константин Хабенский.
Как сообщил директор Департамента общественного здоровья и коммуникаций Минздрава России Олег Салагай, письмо «с просьбой принять необходимые меры по организации посещений» было направлено в регионы еще в 2014 году. Однако, «поскольку с реализацией данного права на практике все еще имеют место определенные трудности, министр здравоохранения РФ Вероника Скворцова дала поручение подготовить свод наилучших практик по данному вопросу – методические рекомендации, которые могут быть использованы и медицинскими организациями, и пациентами».
Однако гарантии того, что эти рекомендации будут выполняться, никто не дает. Как выяснилось в ходе активного обсуждения этой темы в обществе и профессиональной среде, в большинстве российских ЛПУ для этого просто нет технических возможностей, а у региональных властей – денег на их создание.
Фото: med.ru
Нельзя считать такой гарантией, как показала практика, даже слово президента. Так, в ходе «прямой линии» год назад Путин пообещал главе благотворительного фонда помощи хосписам «Вера» Нюте Федермессер решить вопрос с обеспечением аппаратами искусственной вентиляции легких (ИВЛ) прикованных к ним пожизненно детям и молодым людям. По ее словам, обеспечение больных такими аппаратами в домашних условиях выгодно даже экономически – не надо держать их на дорогостоящих реанимационных койках. И если президент поручит разработать механизм предоставления нуждающимся аппаратов ИВЛ и «откашливателей» во временное пользование (увы, такие больные не долгожители), то эта проблема решится быстрее.
Спустя год тему об обеспечении аппаратами ИВЛ снова поднял Хабенский. Отвечая на его вопрос, президент был уже более осторожен и заявил, что обеспеченность аппаратами ИВЛ в российских больницах будет расти с учетом возможностей региональных и федеральных бюджетов. В Минздраве также подтвердили, что на то, чтобы начать экономить бюджетные средства, разгрузив реанимационные койки, у государства нет денег. «В настоящее время в стране получают ИВЛ на дому более 200 человек, из них более 100 детей. Нормативная база в Российской Федерации позволяет проводить ИВЛ на дому, однако важно отметить, что главным лимитирующим фактором в обеспечении аппаратами ИВЛ всех нуждающихся является наличие необходимых средств в региональных бюджетах, поэтому в основном аппараты для ИВЛ на дому закупаются на средства благотворителей», — сообщили в ведомстве.
По экспертной оценке специалистов фонда «Вера», в данный момент около 3000 детей нуждаются в переносных аппаратах ИВЛ. Все эти дети сейчас фактически живут в отделениях реанимации. По словам Федермессер, эти дети могли бы учиться у школе, плавать в бассейне, гулять, но вместо этого они «заперты в реанимации, где у них образовываются пролежни, где они могут уйти из жизни гораздо раньше, чем дома, потому что не получают заботы родителей, умирают в одиночестве и без любви».
Несогласованная взаимозаменяемость
Минздрав обнародовал проект процедуры определения взаимозаменяемости зарегистрированных лекарственных препаратов. Соответствующие изменения предлагается внести № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств». Общественное обсуждение документа продлится с 12 апреля до 12 мая, планируемый срок вступления в силу – июнь 2016 года.
Порядок определения взаимозаменяемости лекарств на основании сравнения с референтным препаратом при госрегистрации регламентируется в последней редакции закона (от июля 2015 года). Однако об уже зарегистрированных препаратах до сих пор речи не было. «Данная корректировка позволяет распространить понятие референтного лекарственного препарата как на регистрируемые лекарственные препараты, так и на лекарственные препараты, зарегистрированные до дня вступления в силу федерального закона «О внесении изменения в статью 4 Федерального закона «Об обращении лекарственных средств» и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» и включенные в государственные реестры лекарственных средств», — говорится в пояснительной записке к документу.
Определением взаимозаменяемости зарегистрированных лекарств займется «комиссия экспертов федерального государственного бюджетного учреждения в соответствии с заданием Минздрава России, в том числе выданным на основании заявления держателя или владельца регистрационного удостоверения лекарственного препарата, до 31 декабря 2017 года».
Фото: emote.es
Как объясняла ранее директор департамента лекарственного обеспечения и регулирования обращения медицинских изделий Минздрава Елена Максимкина, запуск единого рынка лекарств в рамках Евразийского экономического союза (ЕАЭС) требует наличия нормативной базы, одной из необходимых составляющих которой и является определение, каким образом будут признаваться взаимозаменяемыми препараты, уже прошедшие процедуру госрегистрации.
Между тем, документ может оказаться мертворожденным. Как заявил на VIII Всероссийском съезде работников фармацевтической и медицинской промышленности начальник Управления контроля социальной сферы и торговли ФАС России Тимофей Нижегородцев, именно единый рынок угрожает в настоящий момент понятию взаимозаменяемости лекарств, за закрепление которого в законодательных документах шел бой в течение восьми лет. Четыре страны – партнеры России по ЕАЭС не согласны внести этот термин в нормативные документы, регулирующие обращение лекарств на территории ЕАЭС. И именно это тормозит запуск единого фармацевтического рынка ЕАЭС, запланированный на начало 2016 года.