Фильмы, научившие нас курить

Кино, конечно, не важнейшее из всех искусств, но и недооценивать его влияние на людей не стоит. Продавцы различных услуг и товаров давно уже пользуются кинематографом как площадкой для продакт-плейсмента. Если в фильме положительный персонаж носит определенную одежду, ездит на машине определенной марки и имеет определенные привычки, то отношение к герою переносится и на эти предметы.

Производители сигарет в этом отношении не исключение. Мужественный герой с сигаретой – образ, многократно использовавшийся в сотнях зарубежных и отечественных фильмов. Влияет ли это на аудиторию? Да, безусловно.

Американские и канадские психологи провели специальное исследование, в ходе которого выяснили, как влияет показ подобных сцен на отношение зрителей к происходящему. Для чистоты эксперимента были выбраны равные группы курящих и некурящих. Им показывали отрывки из кинофильмов, где главный герой затягивается сигаретой, и где он не курит в кадре. В ходе последующего опроса выяснилось, что при созерцании курящего киногероя не только зрители-курильщики захотели затянуться, но и некурящие участники эксперимента тоже. При этом некурящие стали относиться к курению более благожелательно, чем до просмотра отрывка. Более того: некоторые некурящие высказали желание попробовать.

Фильмы для эксперимента, надо сказать, использовались очень качественные и даже культовые. Я решил провести аналогичный эксперимент на себе. Вот подборка картин, фрагменты из которых были задействованы:

Касабланка (Casablanca)

Режиссер – Майкл Кертис, 1942 год. В ролях: Хамфри Богарт, Ингрид Бергман, Пол Хенрейд, Клод Рэйнс. 4 премии (в том числе 3 Оскара) и 6 номинаций.

Неоднократно приходилось встречать утверждение, что исполнителям главных ролей и безусловным киноидолам своего времени – Богарту и Бергман табачные кампании заплатили за курение в кадре. Считается, что с этого фильма началось целенаправленное продвижение сигарет и внушение: «курить – это круто» с использованием средств кинематографа.

Оспаривать это утверждение не берусь, однако курящую Бергман в кадре не увидел ни разу. Рик (герой Хамфри Богарта) действительно не выпускает сигарету из рук, даже когда обнимает или целует Ильзу (героиню Бергман). Курят и многие другие герои фильма. 

Классическая «курительная» сцена из фильма: два персонажа – две сигареты.

Дикие сердцем (Wild at Heart)

Режиссер – Дэвид Линч, 1990 год. В ролях:  Николас Кейдж, Лoра Дерн, Уиллем Дэфо, Криспен Гловер. 2 премии (в т.ч. Золотая пальмовая ветвь Каннского МКФ 1990 года), 5 номинаций (в том числе на Оскар в 1991 году).

Пожалуй, самый нелинчевский из всех фильмов Линча. Вроде бы достаточно простая история о любви, рассказанная при помощи достаточно непростых режиссерских ходов и приемов.

Курят ли в фильме? Еще как! Курят, если не едут на машине или не занимаются сексом, хотя и того, и другого в картине предостаточно. Правда, возможны еще сочетания: скажем, едут на машине и курят. Или занимаются сексом и курят. Особые акценты ставятся на прикуривании – вот чиркает спичка, ярко горит ее головка, разгорается кончик сигареты. Эта сцена как лейтмотив следует через весь фильм. Курят практически все герои, причем иногда Сэйлор (Николас Кейдж) курит, не прерываясь, одну сигарету за другой.

Семейка Тененбаум (The Royal Tenenbaums)

Режиссер – Уэс Андерсон, 2001 год. В ролях: Джин Хэкмен, Анжелика Хьюстон, Бен Стиллер, Гвинет Палтроу, Билл Мюррэй. 9 премий и 28 номинаций, в т.ч. на Оскар 2002 года.

Про этот фильм очень точно выразился Алекс Экслер: «Семейка Тененбаум» вам напомнит «Семейку Аддамс», которая взяла на воспитание Амели. Действительно, получилась своеобразная комедия для взрослых, местами даже добрая.

Курят в ней? Курят, причем изобретательно и самозабвенно. Депрессивная героиня Гвинет Палтроу «партизанила» с 12 лет. Более 20 лет ей удавалось оставлять в неведении своих родных и даже своего мужа (Билл Мюррей), который узнал о пристрастии жены к сигаретам только от специально нанятого частного детектива. Именно курение больше всего потрясло незадачливого супруга, а не то, что ему с завидной регулярностью наставляли рога.

Кофе и сигареты (Coffee and Cigarettes)

Режиссер – Джим Джармуш, 2003 год. В ролях: Роберто Бениньи, Игги Поп, Билл Мюррей, Стив Бушеми, Кейт Бланшетт, Том Уэйтс. 1 премия, 4 номинации.

На мой взгляд, гениальный фильм гениального режиссера. Оброс множеством легенд и былей. Достаточно того, что "Кофе и сигареты" снимались почти 17 лет: первую новеллу Джармуш сделал еще в 1986 году. В каждой новелле (всего их 11) снимается какой-нибудь популярный актер, причем играет он себя. Но в непривычной роли – Кейт Бланшетт вообще раздвоили, она играет и себя, и свою двоюродную сестру.

Общее у всех частей одно: все герои пьют кофе и курят сигареты. Нет, не так. Курят-курят-курят-курят-курят-курят. Практически непрерывно, половину экранного времени. Фильм настолько пропитан сигаретным дымом, что запах табака при просмотре ощущается просто физически. Охотно верю, что «Кофе и сигареты» опасны для бросивших курильщиков – после съемок снова закурили Том Уэйтс и Игги Поп, избавившиеся было от пагубной привычки.

Например, в новелле с Биллом Мюрреем, где… эээ… обамоамериканец объясняет ему про вред курения, про 50 мг никотина, которые убивают человека, Билл озадачивается и спрашивает: «А сколько миллиграммов в одной сигарете?» «Три», - отвечает темнокожий «доктор нетрадиционной медицины». Мюррей успокаивается и снова продолжает дымить.

***

Может быть, я не совсем та целевая аудитория, однако сцены курения во всех перечисленных фильмах не вызывали во мне никаких чувств: ни желания попробовать, ни более благожелательного отношения к курящим. Отвращения, впрочем, тоже не появилось. И если бы герои не курили совсем, на мое восприятие фильма в целом это не повлияло бы.

Тем не менее, об эффективности визуальной рекламы, в том числе имиджевой, написаны горы литературы и проведены многочисленные исследования. И если я безоговорочно поддерживаю требование американских и российских властей не включать сцены курения в детское и подростковое кино, то требование отредактировать уже снятые для взрослой аудитории фильмы, убрав из них сигареты, трубки, сигары и прочие, считаю маразмом.

Ну, где вы, скажите мне, видели Черчилля без сигары, Шерлока Холмса без трубки или Максима Максимовича Штирлица без сигарет и ёжиков из спичек? Между тем, об этой проблеме замечательно рассказывает следующий фильм, который психологами не использовался, но, по моему мнению, обязателен для просмотра любой целевой аудиторией.

Здесь курят (Thank You for Smoking)

Режиссер - Джейсон Рейтман, 2005 год. В ролях: Аарон Экхарт, Кэмерон Брайт, Дэвид Кечнер, Роберт Дюваль, Кэти Холмс. 8 премий и 18 номинаций.

Примечательно, что в самом фильме нет ни одной сцены с курением. Лишь в двух эпизодах мелькает пустая пачка из-под сигарет, причем один раз – в черно-белом фильме, который смотрит Ник Нейлор (герой Аарона Экхарта). И фильм при этом вовсе не о противостоянии табачной индустрии и антитабачных  активистов, хотя Нейлор работает на «табачников».

Он о том, что до абсурда можно довести любую идею. Если ей занимается профессионал. Можно даже доказать, что курить полезно. Точнее, достаточно доказать, что неправы те, кто говорит, что курить вредно. Впрочем, как уверен Ник Нейлор, на самом деле это может быть применимо к любому товару, предмету или услуге, будь то мороженое или сотовые телефоны.

Главный герой креативен, активен, циничен. Его основные приемы – риторика, демагогия, натиск, нажим на эмоции и изящное жонглирование настроением слушателей. Ведь именно на них рассчитаны его речи, имя этим слушателям – целевая аудитория, потенциальные покупатели. Нужно сказать, что персонаж Экхарта определенно вызывает симпатию и восхищение, несмотря на то, что он, фактически, «продавец смерти», «яппи-мефистофель», «адвокат дьявола». Этими эпитетами его наградили журналисты и противники табачных концернов. Не хотел бы я получить его в оппоненты.

Фильм «Здесь курят» на самом деле  заставляет задуматься очень о многом. Например, о том, чем Нейлор займется после мобильников. Надеюсь, что не БАДами. Ну а если серьезно, то решение человеку в итоге приходится принимать самому. Да, конечно, на него влияет генетика, влияют факторы внешней среды, в том числе кинематограф. Который может использовать в своих интересах любой, у кого есть необходимые идеи, силы и средства. Но итоговый выбор всегда остается за человеком. В том числе – курить или не курить.

Алекс Волгин