Реалити-шоу: разбор полетов

В конце прошлого века, по вечерам, ровно в одно и то же время, жизнь в городах замирала, а количество правонарушений резко падало. Потому что и карманные воришки, и добропорядочные граждане смотрели великий и ужасный бразильский сериал «Рабыня Изаура».

Через несколько лет ажиотаж вокруг «мыльных опер» спал: стало ясно, что в набор входят полсотни стандартных сюжетных ходов, вымученные диалоги и дохленькая актерская игра. Авторитет искусства, объединявшего нацию, рушился на глазах. Вакантное место заняли реалити-шоу. Жизнь, конечно, из-за них уже не замирает, но постоянно растущее количество азартно смотрящих их зрителей заставляет призадуматься: в чем же дело?

Еще Константин Эрнст говорил: «Если зрителям каждый день в одно и то же время демонстрировать обезьяну, то к ней скоро привыкнут. А если внезапно убрать, то начнутся демонстрации «Верните нашу обезьяну!».

Некуда бежать

Первый роман о реалити-шоу: 1935 год, США, Хорас Маккой «Загнанных лошадей пристреливают, не правда ли?»

Что происходит: месячный танцевальный марафон. 83 пары круглосуточно танцуют с десятиминутными перерывами через каждые полтора часа. Каждый день одна пара выбывает из соревнований.

Кто участвует: неудачники всех мастей, рассчитывающие засветиться перед публикой и попасть в Голливуд.

Награда: 1000 долларов победившей паре.

Индекс популярности: шоу привлекает огромное число зрителей, как только среди участников обнаруживается сбежавший из тюрьмы убийца и совращенная несовершеннолетняя девушка.

Итог: шоу досрочно закрывается из-за обвинений в безнравственности. Призовой фонд разделен между оставшимися парами.

Депрессия участников: героиня настолько вымотана произошедшим и дальнейшим отсутствием перспектив, что просит своего партнера застрелить ее. Он выполняет просьбу.

Какими бы ни были декорации, все реалити-шоу объединяет один сюжет: физическое и психологическое выживание на ограниченном пространстве. Очень похоже на классический детектив. Но если при чтении Агаты Кристи надо было догадаться, кто убийца, то в реалити-шоу – понять, кто из персонажей самый могучий. А идентифицируя себя с кем-нибудь из участников, можно прикинуть свои шансы на выживание в подобном коллективе.

Итого: ничто человеческое нам не чуждо. Бывает полезно лишний раз посмотреть, как у двуногих формируется иерархия, и кто допускает при этом промахи.

И для кого-то жареным запахнет

Над выявлением самого могучего участники реалити-шоу работают денно и нощно. При внимательном рассмотрении любое шоу представляет собой глобальное выяснение отношений на разных фонах (дикой природы, шикарно обставленного особняка, студии звукозаписи). Кстати, выяснение отношений всегда притягивает зрителей и болельщиков. И что особенно приятно в реалити-шоу, скандал происходит не на собственной кухне, а на безопасном расстоянии.

Итого: повышенное внимание к чужому накалу страстей проявляется, когда не хватает собственных. Может, поработать над тем, чтобы своя жизнь была менее пресной и более эмоциональной?

Реальная реальность

Если в сериале можно удачно спрогнозировать, кто из героев потеряет память, а кто найдет похищенного сына, то в реалити-шоу такие прогнозы не пройдут. От этого возникает ощущение настоящей жизни – с ее неожиданностями, мелкими событиями (да-да, в жизни людям приходится терять память не так часто, как в сериалах).

Итого: вообще-то кроме телевизора, у  нормального человека должно быть еще несколько окон в «реальную реальность».

Бесполезное с приятным

Все реалити-шоу построены на разных видах инстинкта выживания. Психологи выделяют три вида: физиологическое («Голод», «Последний герой»), социальное – борьба за место под солнцем («Фабрика звезд», «Ты - супермодель», «Большой брат») и видовое, то есть успех в отношениях («Дом 2»).

Как сформировать у себя полезную привычку? Надо делать что-нибудь регулярно. Например, каждый день в восемь вечера включать телевизор и видеть там до боли знакомые лица. Голову на отсечение: если вдруг придется провести вечер вдали от голубого экрана, в жизни станет остро чего-то недоставать.

Итого: Этой милой особенностью человеческого организма уже давно пользуются телевизионщики. Еще Константин Эрнст говорил: «Если зрителям каждый день в одно и то же время демонстрировать обезьяну, то к ней скоро привыкнут. А если внезапно убрать, то начнутся демонстрации «Верните нашу обезьяну!». Ну, а про ассоциации с наркозависимостью каждый может додумать самостоятельно.

Знакомые все лица…

«Часто мои друзья возмущаются: вместо того, чтобы погулять с ними лишний час, я спешу домой смотреть реалити. Но ведь герои шоу для меня совсем как семья! И я отдаю им все свободные минуты, ведь времени на семью никто не жалеет».

Постоянная телезрительница всех реалити-шоу

Куда ведет эффект привыкания? К ощущению, что все действующие лица реалити-шоу – твои знакомые, соседи и близкие люди. А каким еще может быть человек, про которого столько знаешь и которого видишь каждый день?

Итого: Разве нет ничего странного, что они про тебя ничего не знают? И с каких это пор односторонние отношения стали считаться настоящей дружбой? Словом, не пора ли кому-нибудь рассказать о перипетиях собственной жизни, а не только следить за чужими историями.

 

Елена Уварова