Негде заняться йогой

Йога Шивананда

Для получения сертификата нужно в течение месяца прожить в ашраме. День начинается с 5 часов утра. В ежедневную практику входит пение мантр, медитация, классы асан и пранаямы, лекции и задания по хозяйству. Учителя смотрят, как человек практикует, как ведет себя.
По истечении месяца сдается экзамен, куда входят 60 вопросов по основам философии Йоги и Веданты, анатомии – все, что необходимо для работы с людьми. По результатам вам выдается или не выдается Международный Сертификат с правом преподавания в любой стране мира (большинство участников курса обычно его получает).

Обычно эти курсы (ТТС) проводятся несколько раз в году в различных странах мира на английском, немецком, французском или испанском языках. На русском языке тоже можно пройти обучение.

Сертификаты, выданные Международной организацией центров Шивананда йоги и Веданты, признаны Международной Федерацией йоги (International Yoga Federation).

Существуют более продвинутые ступени: на advanced-курсе практикуются более сложные асаны, пранаяма и изучается философия и санскрит. Третий, интенсивный курс направлен на личностный рост, по его окончании уже никаких сертификатов не выдается. 

Моя подруга Катерина за последний месяц диаметрально сменила свое отношение к восточным практикам. Повод был: опробовав на собственной шкуре йогу кундалини, она три дня охала, не могла разогнуть спину и запрокинуть голову. Теперь и йога, и тай-цзы, и цигун для нее – «восточная шняга».

Катя – не первая и не последняя, кто попал в похожую историю. Особенно сейчас, когда восточные практики становятся, с одной стороны, популярным способом коммерческой деятельности, а с другой – обширным полем, на котором пасутся самопровозглашенные гуру.

Новички стараются подобрать себе инструктора с учетом собственного восприятия йоги. Одни уверены, что это многочасовое сидение в позе лотоса, другие считают, что это поможет им похудеть. Все эти представления в той или иной степени искажены.

Иными словами, две самые распространенные ошибки новичка, стремящегося найти себе что-то настоящее – это неправильно выбранный инструктор и неверно избранное направление.

И ходят многочисленные йоги, которых очень трудно распознать

Если рассуждать логически, то человек, занимающийся преподаванием, должен иметь для этого определенные основания. Таким основанием может выступать документ, имеющий юридическое значение. На этом вся логика заканчивается.

Дело в том, что специальности «йог» не существует. Поэтому организовать обучение преподавателей с последующей выдачей сертификата может практически кто угодно. Более того, единой организации, регулирующей вопросы сертификации преподавателей йоги нет ни в мире, ни в России. Для людей сведущих это неудивительно: йога скорее искусство, чем наука. Но как быть неофиту?

«Далеко не все сертификаты преподавателей (юридически безупречные) имеют авторитет в мире йоги. Поэтому сертификат должен быть выдан школой, имеющей определенный вес и значение. В России подобных школ немного: среди них могу назвать школу Айенгара и школу Шивананды, в рамках которой я преподаю», — утверждает инструктор Светлана Родина.

Впрочем, помимо школ, следующих многолетней традиции, вы можете столкнуться с авторскими курсами и с фитнес-йогой. Последнюю преподают обычно в фитнес-центрах. Это не йога в прямом смысле слова, а скорее система упражнений и растяжек, основанных на асанах (йогических позах). Ни вреда, ни особой благодати от них ждать не стоит, поэтому лучше поинтересоваться общей квалификацией инструктора по фитнесу. С авторскими курсами все куда более неоднозначно.

«Дело в том, что опыт известных школ насчитывает столетия. По сравнению с ними опыт автора невелик: всего 20-30 лет, а метод автора применялся только на нем и на его учениках. Это не значит, что авторские методики поголовно плохи. Просто авторский стиль может подходить именно для тела самого автора, для его возможностей», — говорит Светлана Родина. 

Я собрался не туда

Вернемся к Кате, оправившейся с бухты-барахты на йогу кундалини. Почему именно кундалини, она затрудняется объяснить.

«Поскольку сейчас предлагают много разной йоги,

Йога Айенгара

Для поступления на курсы для учителей, необходимо практиковать йогу Айенгара не менее 3 лет. Продолжительность курса – 2 года. Сертификация преподавателей проводится в Пуне (Индия) в Институте Йоги Айенгара перед лицом более опытных наставников.

Существует несколько ступеней сертификации. Окончившим базовый курс (Introductory 1) разрешено только ассистировать преподавателю.

Уровень Introductory 2: преподаватель должен практиковать йогу Айенгара не менее 5 лет и сдать экзамен на уровень Introductory 1. Институт йоги в Пуне выписывает соответствующий сертификат.

Junior Intermediate 1. Инструктор должен преподавать йогу и регулярно посещать семинары более опытных преподавателей. Этот сертификат необходимо получить не позднее чем через полтора года после получения Introductory 2.

Существуют также уровни Senior Intermediate, Junior Advanced и Senior Advanced. В экзамены всех уровней входит проверка личной практики (демонстрация асан и пранаямы), письменный экзамен по теории (вопросы по асанам, пранаяме, анатомии, физиологии и теории йоги), а также экзамен по педагогике.

то у каждого, кто начинает, существуют свои суждения о том, что такое йога. Новички стараются подобрать себе инструктора с учетом собственного восприятия йоги. Одни уверены, что это многочасовое сидение в позе лотоса, другие считают, что это поможет им похудеть. Все эти представления в той или иной степени искажены», — считает Светлана Родина.

Останавливая выбор на определенном направлении, стоит поинтересоваться, что же оно собой представляет, чем отличается от других, кем основано и как давно существует. «Выбирая инструктора, стоит поинтересоваться, в какой традиции он преподает. В этом случае он должен знать имена своих учителей в 2-3 поколениях», — говорит Светлана Родина.

Помимо традиционных направлений – таких, как хатха-йога или Аштанга, возникло немало инноваций: сибирская йога, молодежная йога, Агни-йога. «Будь я пессимистом, обозвал бы это одним словом – «бизнес», – считает руководитель Парижского центра йоги Айенгара Фаек Бириа.– И думаю, что основатели йоги, родись они в наши дни, не поняли бы, чем тут занимаются некоторые так называемые йоги».

И, наконец, сложно сделать выводы «на глазок», ни разу не позанимавшись: все-таки личные впечатления в таком деле играют едва ли не определяющую роль. На что следует обращать внимание? Во-первых, на плавное вхождение: с новичками нельзя начинать с динамических асан. Если инструктор с ходу пытается заставить вас скрутиться в бараний рог, что-то не то с этим инструктором. Во-вторых, обратите внимание на свое состояние после занятия. Если вы перевозбуждены, раздражены, испытываете приступы агрессии или чувствуете себя побитым – значит, вам преподают что-то не то. После практики мышцы должны быть расслаблены, а сам человек – спокоен, уравновешен и испытывать ощущение как после хорошего отдыха.

 

 

 

 

 

 

 

Елена Уварова