Укачивание: тошнит на суше и на море

Технический прогресс – замечательная вещь. Стремительное развитие транспорта позволяет за несколько часов проделывать путь, который пару веков назад отнял бы целый месяц. Самолеты, океанские лайнеры, скоростные автомобили – всё это сделало нашу жизнь комфортнее и… дискомфортнее одновременно.

Самый приятный и доступный метод тренировки вестибулярного аппарата – танцы, в основном бальные (вальс).

Многие пассажиры, попав в транспорт, начинают судорожно искать открытое окно или гигиенический пакет. То, что с ними происходит, в просторечье зовется укачиванием, а на официальном медицинском языке именуется болезнью движения (кинетозом).

Статистика по укачиванию

По оценкам специалистов, кинетозом страдает примерно 70% путешественников.

Самый «укачабельный» транспорт – водный. 90% впервые севших на теплоход, пароход, яхту или иное судно испытают на себе «морскую болезнь».

Наименее неприятный способ передвижения – автомобиль, где укачивает не более 10% пассажиров. Недалеко от него ушел самолёт – примерно 13% страдальцев.

Наиболее массово проявления кинетоза встречаются на воде, именно поэтому еще одно название этого состояния – «морская болезнь», хотя по сути это никакая не болезнь, это необычная реакция вегетативной нервной системы на необычное же положение тела. Некоторым удается «приручить» организм, а некоторые так и страдают от укачивания всю жизнь, причем среди «невезучих» есть и профессиональные моряки, достаточно вспомнить легендарного британского адмирала Горацио Нельсона.

Давайте попробуем разобраться, что же происходит в организме укачиваемого, и можно ли бороться с этой напастью. Для этого нам придется заглянуть внутрь собственной головы – в район внутреннего уха.

Внутренний конфликт

В утолщенной части височной кости располагаются парные органы равновесия (вестибулярный аппарат). Сначала идут два мешочка, называемых отолитовым аппаратом. В них располагаются рецепторы с длинными волосками, на конце которых находятся кристаллы извести (отолиты). Далее расположены три полукружных канальца, заполненные жидкостью. Мешочки реагируют на ускорение, канальцы – на повороты.

Сигналы от рецепторов (справа и слева) идут в головной мозг, который таким образом «понимает», каково положение в пространстве нашей головы, а, следовательно, и всего тела. По итогам анализа принимаются решение, какие движения следует произвести, чтобы удержаться в равновесии.

Самая главная причина укачивания – это конфликт между тем, что видят глаза, и тем, что сообщает вестибулярный аппарат.

Грудные дети не страдают «морской болезнью», зато, чуть повзрослев, они попадают в первую группу риска – от 2 до 12 лет.

Далее следует небольшой перерыв, и следующая возрастная группа – от 25 до 50 лет. В более пожилом возрасте про укачивание можно забыть.

Женская вестибулярная система менее совершенна и женщин укачивает чаще, чем мужчин. Видимо, поэтому не так много летчиков и моряков женского пола.

Первый классический случай – качка на судне. Мешочки и канальцы в один голос твердят: «Всё вокруг движется». Глаза же ничего такого не замечают, ведь наше тело качается в такт с судном. Мозг начинает разрываться, а мы ощущаем его «метания» как головную боль, тошноту, обильное слюноотделение, вкус мыла во рту, раздражение от сильных запахов. Во время полёта на самолёте укачивание происходит по тому же принципу.

Второй классический случай – когда глаза говорят, что мы движемся, а вестибулярный аппарат считает иначе. Происходит это, например, в автомобиле или поезде, когда мы смотрим в окно на быстро мелькающие деревья или другие детали ландшафта. Особо впечатлительных может начать укачивать даже при рассматривании картинок с иллюзией движения.

И третий случай – постоянные резкие изменения направления или скорости, усугубленные жарой и духотой. Пример – автобус летним днём в московских пробках или обычный лифт.

Хуже всех приходится космонавтам,  ведь в состоянии невесомости у головного мозга начинается настоящая паника – он не может определить, где верх, где низ, ведь в космическом корабле на вестибулярный аппарат не действует сила тяжести.

Таблетки, конфетки и прочее

В качестве средств от укачивания долгое время использовался препарат центрального действия, сходный с атропином – скополамин.

Именно он был основным компонентом таблеток «Аэрон», которые рекомендовались путешественникам. Однако серьезные побочные эффекты, вплоть до потери памяти и сознания, заставили убрать этот препарат из свободной продажи и назначать только по рецепту врача.

Фармакология неоднократно пыталась создать средство от «морской болезни», однако ничего не получилось. Причины и проявления кинетоза столь индивидуальны, что подбирать способы медикаментозной защиты приходится для каждого конкретного случая.

Если вы знаете за собой склонность к плохой переносимости поездок, лучше всего обратиться к врачу-неврологу (либо отоневрологу). Особенно, если есть проблемы с сердечно-сосудистой системой. Самостоятельно назначив себе тот или иной препарат, вы рискуете пострадать не только от укачивания, но и от побочных эффектов.

Впрочем, вестибулярный аппарат поддается тренировке. Чем менее подвижен ваш образ жизни, тем больше шансов, что в самолете придется просить лишний гигиенический пакетик. Самый приятный и доступный метод тренировки – танцы, в основном бальные (вальс). Можно также попрыгать на батуте, покачаться на качелях, воспользоваться гимнастическими кольцами или турником. Отличный способ тренировки – плавание в бассейне.

Перед поездкой лучше не есть тяжелую пищу (жирное, копченое), не самым лучшим выбором будут молочные продукты, а также газированные напитки. Алкоголь и табак не спасут, а только усилят тошноту и головную боль.

Старайтесь приобретать билеты в середину салона самолета, на места по ходу движения поезда, в каюты средней части корабля и в первые ряды автобуса – именно здесь укачивает меньше всего. Захватите мятные или кисловатые фруктовые (лимон, ананас) леденцы – они помогут смягчить неприятные ощущения.

Не смотрите в окно, а если такое желание все-таки возникает, концентрируйтесь на чём-нибудь неподвижном (линия горизонта) или малоподвижном (далеко находящиеся объекты).

Немаловажен и психологический настрой. Давно известно, что если болезнь ждать, она обязательно заявится. Поэтому необходимо настраивать себя на позитивную волну, как минимум, это позволит уменьшить интенсивность дискомфорта.

Если есть возможность – лучше отвлечься на какое-либо занятие. Желательно, связанное с физической активностью, чтение не подойдет, так как оно усиливает нагрузку на глаза. В крайнем случае, можно просто опустить веки, расслабиться и послушать через наушники спокойную музыку.

Алекс Волгин