Будь здорова: разделы

Колонка злого критика. Выпуск №32

Фото:
 5 минут

    Об антираковом лопухе, мимикрирующей рекламе БАДов и вездесущей Калифорнии.

    Поделиться
    Отправить

    Медицина в России – она, конечно, не сахар. Что для врачей, что для пациентов. Очереди, проблемы с лекарствами, малограмотные доктора и чересчур грамотные больные – реалии, от которых никуда не деться. Думаю, это одна из причин, по которой цветут буйным цветом самолечительные сайты.

    Коллега dok_zlo поделился ссылкой на один из таких ресурсов. Название весьма говорящее: «Лечимся дома - Сборник народных рецептов». В принципе, народная медицина – кладезь полезной информации, из нее в свое время и выросла медицина в обычном понимании этого слова. И переняла из народных методов всё, что может действительно помочь пациентам предотвратить или победить болезнь, а также восстановиться после недуга. Фитотерапию, например.

    Однако в последнее время на народной медицине спекулируют все, кому не попадя, и вместо полезной информации гонят пургу сомнительного цвета и запаха. Один из основных признаков шарлатанства – пропаганда «народных» средств от рака. Вот так, например, советуют лечиться от рака матки:

    Что вызывает особое недоумение?

    Во-первых, матка – орган достаточно сложносочиненный – в одном только шеечном канале представлено несколько видов эпителия, каждый из которых может давать свое злокачественное новообразование, а еще есть эндометрий, миометрий. Также большую роль играет локализация опухоли и стадия болезни, и это сильно влияет на выбор тактики ведения той или иной пациентки. А тут всё просто – всем тампоны с лопухом.

    Во-вторых, потрясающая фраза про необходимость потерпеть, мол, это так «лекарство» действует. Ничего подобного, таким образом можно заработать только ожог слизистой влагалища, а если постараться – то и шейки матки. И никакого избавления от опухоли.

    Следующий признак шарлатанства – «лечение» откровенно ядовитыми растениями. В данном случае упомянут болиголов пятнистый как средство от доброкачественных опухолей в женской половой сфере. Правда, с оговоркой: «применяется только по назначению и под контролем врача». Интересно, какой гинеколог возьмет на себя риск посоветовать при миоме болиголов?

    Еще один признак – это всякие энергетические поля , заряжание воды, фотографий и прочих предметов. Без этого на разбираемом ресурсе также не обошлось:

    «Способность вызывать Энергию сотворения в ее полноценной концентрации и управлять ею» - очень веский повод отобрать у доктора Коновалова его диплом врача. Если, конечно, он не какой-нибудь самоназванный доктор каких-нибудь энергоинформационных наук. Стакан воды, заряжаемый через фотографию, - это уже окончательный диагноз, не подлежащий обжалованию.

    Впрочем, встречаются на сайте и достаточно забавные утверждения:

    Ну да, длительное нереализованное возбуждение – это не есть хорошо, а про солитарное сексуальное поведение, в частности, про мастурбацию создатели сайта что-нибудь слышали? От указанных застойных явлений она прекрасно избавляет, как женщин, так и мужчин.

    В целом же сайт оставляет некое среднее впечатление между отечественным «Вестником ЗОЖ» и украинской «Бабушкой». И относится к категории «Сжечь перед прочтением».

    ***

    Способностью к адаптации обладают не только живые организмы, но и такое явление как реклама. В частности, речь идет о рекламе БАД. В соответствии с действующим законодательством любой рекламный блок – в газете ли, на телеэкране ли, в радиопередаче ли – должен содержать две обязательные фразы. Первая – «Биологически активная добавка к пище». Вторая – «Не является лекарством». На прошлой неделе по проводному радио услышал рекламу БАД «Циркумфлекс», и долго искал на полу выпавшую челюсть.

    Знаете, что они удумали? Всего лишь слегка дополнили требуемую фразу. И она стала звучать следующим образом:

    «Биологически активная добавка. Не является лекарством, то есть не содержит химических или гормональных веществ, действует на клеточном уровне с первых же часов приема».

    Слов нет. Формально буква закона соблюдена, там же не говорится, что фразы должны звучать так и только так, как указано. Значит, возможны варианты. Вот вам один из них. Это даже круче, чем фраза на бутылке растительного масла «Не содержит холестерина» (а его там и не может быть по определению).

    При этом составителя рекламы совершенно не волнует, что фраза по сути абсурдна и невежественна. Из химических веществ и элементов состоит абсолютно всё вокруг нас, будь то человек, падающий на него кирпич или пищевая добавка. Да, и еще одна новость – любое поступившее в организм вещество (будь оно даже сто раз «натуральным») начнет действовать сразу же, в первые часы и даже минуты приема. Другой вопрос – как именно оно будет действовать. Кстати, и эффекты все будут в первую очередь на клеточном уровне, и лишь потом на органном или организменном. Просто потому, что это закон физиологии, а вовсе не потому, что в БАД напихали свежеизобретенных чудесностей.

    Самое интересное, что таким нехитрым образом можно обойти вообще любой негатив (с точки зрения добавок, конечно). Например, вменят в обязанность писать «Не лечит», напишут «Не лечит, а исцеляет». Изменят формулировку на «Не обладает терапевтическим эффектом», можно извернуться «Не обладает терапевтическим эффектом, а восстанавливает информационно-энергетическую сущность организма».

    Это только в Штатах могут оштрафовать на 5 миллионов долларов и выгнать на три года из телеэфира местного малахова. У нас же подобные граждане процветают и прекрасно себя чувствуют, упиваясь собственной безнаказанностью.

    ***

    И еще раз о рекламе. Точнее о том, как относятся к фактам и информации составители рекламных статей. И чего эти самые статьи стоят. Снова спасибо моему коллеге Александру из Санкт-Петербурга за присланную ссылку. Реклама очередной «натуральной природной воды» в бутылках, называется скромно и незатейливо – «Как продлить жизнь».

    Я не буду детально разбирать бред, из которого, собственно, статья и состоит. Не буду снова тыкать автора статьи в сайт ВОЗ, где нет и быть не может приведенной им информации. Просто продемонстрирую один маленький фокус на примере всего пары предложений:

    Итак. В американском городке Лома Линданет кампуса Калифорнийского университета. Там действительно есть университет, но он относится к церкви адвентистов седьмого дня. И между этими двумя учебными заведениями разница настолько огромна, что сравнение подобрать сложно. Особенно в плане научности и корректности медицинских исследований.

    Теперь о самом исследовании. Статья «Water, Other Fluids, and Fatal Coronary Heart Disease» была опубликована в 2002 годув American Journal of Epidemiology. Сбор информации для анализа проводился самым ненадежным из всех возможных способов – посредством опросников. Из более чем 20 тысяч участников исследования только у 246 человек развилась ишемическая болезнь сердца (менее 1 процента). И насчет соков, кофе, молока и прочих напитков в рекламной статье загнули. Исследователи подчеркивают, что по сокам им так ничего определить и не удалось, слишком мало информации было получено; молоко, по полученным данным, вообще никак не влияло на риск развития ИБС; влияние кофе, чая и газировки оказалось статистически недостоверным.

    В разделе «Обсуждение» авторы подчеркивают, что у исследования было очень много ограничений. Например, людей, страдающих сахарным диабетом, не включали в группу, они и так потребляют больше воды, чем другие люди. И вообще полученные результаты могут быть применены только к адвентистской общине Калифорнии – об этом тоже прямо говорится в тексте.

    Но до таких ли тонкостей тем, кто ваяет рекламные статьи? Платят им не за достоверность, а за рекламность. А что для этого надо? Вывернуть факты наизнанку, хорошенько их перемешать, добавить ужасов всяких, а затем предложить единственный выход из ситуации. В данном случае – купить конкретную воду. Вот просто из вредности не куплю. Не люблю, когда меня так откровенно дурят.

    ***

    Напоминаю, что ссылки и скриншоты можно присылать – будем разбираться, с непременными благодарностями авторам, чьи письма станут сюжетами будущих колонок. Адрес для посылок.

    Будь здорова: разделы
    Связанные статьи
    Медпортал нашел для вас 4 связанные статьи
    Дети

    Беременность – время для любви?!

    Можно ли заниматься сексом с будущей мамой и если да, то когда? Не вредит ли это будущему малышу? Какие позы предпочтительнее?

    Фитнес

    Тай-чи: зарядка для ума

    Закадровый голос сообщает, что дедуле сто три года, и бодрость ему помогает сохранить специальная гимнастика.

    Здоровье

    ЭКО для «чайников»

    При ЭКО вас не лишат ни одного органа ни одним из медицинских путей. Врачи слишком дорожат вашими органами, поверьте.

    Отдых

    Современное кладоискательство: геокэшинг

    Для участия в игре нужен лишь GPS-приемник – компактный приборчик для определения местонахождения в любой точке Земли с точностью до нескольких десятков метров.