Как у феминисток с личной жизнью?

Неравенство полов существовало изначально. В виде общественного договора: одни охотятся на мамонта, другие – поддерживают огонь в пещере и воспитывают подрастающее поколение. Со временем мамонты вымерли, а первобытное распределение обязанностей стало восприниматься как «одним все, а другим ничего». В «мужском» мире постоянно происходило что-то новое – то технический прогресс, то новые формы государственности. В «женском» мире все было спокойно: дом, дети, экономическая зависимость от мужа. С какой, собственно, стати?

Феминизм крепчал

Что нам дал феминизм:

— Избирательное право для женщин – возможность принимать участие в выборах наравне с мужчинами.

— Право заниматься по той же школьной программе, что и мальчики.

— Право получать высшее образование.

— Право работать практически во всех сферах, право самостоятельно себя обеспечивать.

— Равные имущественные права для мужчин и женщин.

Началось все с суфражистского движения (борьбы за избирательное право для женщин) в Европе и Америке середины XIX – начала XX века. Боролись, правда, не только за него: еще и за возможность развода, за получение образования. Боролись – и добились. За этим «эпохальным» периодом феминизма последовало еще два заметных всплеска: в 20 годы ХХ века и в начале 60-х годов.

Последний период, длящийся и по сей день, – самый спорный в истории феминизма. Женщины уже получили все возможные формальные права – чего же боле? Война полов перешла в подковёрную стадию: женщины стали бороться с негласной дискриминацией – при приеме на работу, при продвижении по службе; сталкиваясь с насилием в семье или на работе. Дело приняло нешуточные обороты: начали выявляться факты «языкового притеснения» (когда для некоторых должностей в языке не находилось аналога женского рода) или харасмента – когда банальное «хорошо выглядишь» может расцениваться как сексуальное домогательство.

Иными словами, внезапно выяснилось, что вся культура, все общество было построено мужчинами и без учета женских интересов. Поэтому громко заявившие о своих правах феминистки, считают нужным привнести в социальное мироустройство как можно больше женского. Каким образом? – на первых порах как можно сильнее потеснив все мужское.

Виды и роды

По тому, какими способами феминистки предлагали бороться с «мужским миром», можно написать краткую историю феминистских движений. Итак:

Как у феминисток с личной жизнью?

Андреа Дворкин (1948 – 2005. Воспитывалась родителями с очень прогрессивными для тогдашней Америки взглядами. В детстве сталкивалась с бытовым антисемитизмом одноклассников и несколько раз подвергалась изнасилованиям. Ее первый брак просуществовал 5 лет и был расторгнут, по утверждениям Дворкин, «из-за жестокости мужа». Второй брак она заключила в пятидесятилетнем возрасте – с гомосексуалистом Джоном Столтенбергом, автором книги «Отказываюсь быть мужчиной: эссе о сексе, справедливости и закате мужской эры».

Глория Стайнем (р. 1934). Глория была воспитана свободолюбивым отцом, любившим говорить, что «его офис – в его шляпе». В молодости Глория была обязана ухаживать за больной прикованной к постели матерью. После ее смерти Глория старалась избегать семейной жизни и серьезных обязательств. Так, например, она рассталась с двумя женихами, каждый раз буквально убегая из-под венца. Очень привлекательная, Стайнем имела серию долгоиграющих романов, но замуж так и не вышла. «Легальный брак делает вас половиной личности. А какой мужчина хочет жить с половиной женщины?» – считает она.

Симона де Бовуар (1908 – 1986). Родилась в очень буржуазной семье. Ее детство, по ее признанию, было совершенно счастливым и безоблачным. Правда, в юности, у нее возник «комплекс некрасивой девочки». Бовуар углубилась в интеллектуальную деятельность, стала преподавателем философии и гражданской женой другого известного преподавателя – Сартра. Она сознательно отказывалась иметь детей. «Желание жить женской жизнью, иметь мужа, дом, детей, испытать чары любви не всегда легко примирить со стремлением добиться намеченной цели», — так она обосновывала свой выбор в пользу науки и литературы.

«Обличать врага» — радикальный феминизм. Это крупное и разноплановое направление феминизма возникло примерно в конце 1960-х годов. Наибольшее количество теоретиков феминизма собралось именно под крылом радикального движения. Основной лейтмотив радикалок – во всех сферах социальной жизни прослеживается многовековое угнетение и подавление женщин, против которого надо бороться. А для начала его стоит как следует обличить.

«Показать кулак» — амазоно-феминизм. Идея «новых амазонок» в том, что женщину угнетают потому, что она слабее физически. И если развивать свою физическую мощь, то можно будет противостоять мужскому миру.

«Есть другие миры» — культурный феминизм. Направление возникло после смерти радикального феминизма. Идея, объединяющая «культурных феминисток»: женщина – совсем не такая, как мужчина (и во многом даже лучше), а потому имеет право на отдельную, женскую культуру.

«Мы наш, мы новый мир построим» — сепаратизм. Проповедует отделение от мужчин (иногда временное, иногда тотальное) с целью построить свой прекрасный мир. К этому направлению феминизма примыкает лесбианизм (попытка игнорировать мужчин как биологический вид).

«Подавить и контролировать» — поп-феминизм. Строго говоря, это никакое не направление феминизма. Так называют стремление властных женщин держать мужчину под каблуком и заставлять его чувствовать себя всюду неправым. Хотя множество постсоветских женщин «кому за…» будут сильно удивлены, если их назовут «стихийными поп-феминистками».

Мухи с котлетами

Ничто так хорошо не иллюстрирует выражение «перепутать мух с котлетами», как дискуссии о феминизме на бытовом уровне. Друг с другом путают обычно три явления: идеи феминизма, способы их достижения и внешний вид и биографии самих феминисток.

Вот самые распространенные аргументы:

«Все феминистки уродливые и не умеющие следить за собой. И поскольку ими не интересуются мужчины, они придумали себе забаву – отстаивать женские права». Посмотрите на фотографии хотя бы десятка феминисток. Хотя бы половина из них окажется бесспорно хороша собой.

«Все феминистки – лесбиянки». Строго говоря, лесбиянками являются только последовательницы сепаратистского направления, считающие, что от мужчин надо отделиться даже в сексуальном плане.

«Из-за проблем в личной жизни феминистки выбрасывают свою агрессию на всех мужчин». Дыма без огня, конечно, не бывает. У многих феминисток, как и у всех прочих «нормальных» женщин случались проблемы в личной жизни. Но заявления обобщающего характера вроде «жизнь – это мерзость» или «все мужики козлы» никогда не отражают истинного положения вещей.

«Феминизм – это отрыжка демократии, результат всеобщей политкорректности. Дали волю бабам, вот они и распоясались». Несмотря на довольно точное понимание того, откуда растут ноги у женского движения (не было бы демократического общества – не было бы феминизма), в этом заявлении явно прослеживается страх за то, что на мужское господство кто-то претендует.

Елена Уварова