Валяясь на диване и созерцая стройные тела героинь американского сериала, с беспокойством думаю о том, что и мне не худо было бы приобрести форму, хоть немного приближенную к спортивной. Но тягать гири в спортзале в окружении потных мужиков претит моей склонной к возвышенному душе… Может, записаться на танцы?
Размышления мои прерывает вбегающий в комнату папа:
- Переключи, переключи, там «Зимний вечер в Гаграх» начинается, я хочу посмотреть чечетку!
Ворча для порядку, но не без радости переключаю – и мы в тысячный раз пересматриваем зажигательный номер «гаучо-чечеточник».Главный герой печально рассуждает о том, что великое искусство степа в нашей стране утрачено и забыто. А я задумываюсь о том, что же происходит с ним теперь, в современной Москве?
Тук-тук... Кто там?
Путь степа, каким мы знаем его сейчас, в русскую культуру был «долог и тернист». Хотя нетрудно заметить его элементы в народных танцах, например, во всем известном «Яблочке», которое нас заставляли разучивать для утренников в детском саду.
Однако знатоки утверждают, что истинные предки степа (или тэп-данса) – ирландская джига и африканские танцы с их характерным синкопированным ритмом, скользящими и шаркающими движениями. И возник он как самостоятельное направление в тот момент, когда они слились воедино в грандиозной культурной мясорубке под названием Америка. Можно сказать, степ – результат двух грандиозных исторических процессов: рабовладельчества в Новом Свете и переселения туда же огромного количества «охотников за лучшей долей».
До XIX века степ остается танцем исключительно уличным. Потом переходит на сцену кабаре, в шоу менестрелей, исполнявших театрализованные номера с намазанными горелой пробкой лицами. Этот период жизни чечетки ознаменован своими звездными именами – такими как Мастер Жуба, создатель собственного уникального стиля на основе африканского танца, Мистер Тэп (Кинг Растус Браун) и знаменитый необыкновенно быстрыми ритмами Джон Бабблз.
Золотым веком тэп-данса считаются 30-е годы ХХ века – время расцвета джаза, клубного эстрадного искусства, звукового кино и киномюзикла. Несколько «ключевых» имен и названий – Фред Астер, клуб «Коттон» и «Серенада солнечной долины» – говорят сами за себя. В это же время степ распространяется за пределы Америки, в Европу, и попадает в Россию – вспомните Любовь Орлову с ее танцем на пушке в кинофильме «Цирк» или братьев Гусаковых в «Карнавальной ночи».
Потом был долгий период затишья. И вот, наконец, сегодня степ неожиданно вернулся в театр и на эстраду, а, главное, в ассортимент танцев, которыми занимаются просто так из удовольствия. Лучшее тому доказательство – внушительное количество школ и студий, где можно научиться бить чечетку не только для себя (и своих соседей снизу), но и вполне профессионально.
Степ да степ кругом
Если всерьез влечет слава – добро пожаловать на Международный фестиваль «Степ-парад», Всероссийские кубки и чемпионаты, фестиваль «Золотая набойка» и, наконец, Мировой чемпионат по степу. А кроме того можно поучаствовать в многочисленных концертах, шоу и даже мюзиклах.
Записаться в школу степа совсем не трудно. Достаточно выбрать подходящее место и прийти по нужному адресу. Не помешают ни возраст, ни лишний вес, ни маленький рост, ни отсутствие танцевальной подготовки (проверено на себе!).
Противопоказаний немного: хронические заболевания вроде артрита и артроза, плоскостопие в очень сильной форме, беременность. «Да, противопоказания есть… Но мы их не соблюдаем!» – получила я ответ, обсуждая проблему в одной из степ-школ.
Что касается отсутствия подготовки, то и по этому поводу мне дружно посоветовали не беспокоиться. «В первые полчаса вы привыкаете к движению. Через час оно начинает вам нравиться. Через два вы понимаете, что жить без него не можете…», – раскрыл секрет мастерства Константин Невретдинов из Центра танца «Славянская слобода». Константин знает, что говорит: он – создатель и единственный исполнитель номера «степ на руках», для которого пришлось изобрести особые ботинки.
Преподавание в большинстве студий ведется на высоком уровне, а удовольствие позаниматься не слишком обременяет бюджет. В каждой школе дают азы танца, без которых невозможно дальнейшее развитие; а уж в каком стиле вы намерены продолжать – дело ваше, благо стилей этих великое множество.
Хотите поучиться у настоящего мэтра? Тогда вам прямая дорога в школу Владимира Кирсанова – одного из известнейших российских танцовщиков и педагогов, снимавшегося еще в знаменитом «Зимнем вечере в Гаграх». Занятия в студии Владимира Кирсанова проводятся два раза в неделю. Стоимость – 300 рублей за один урок, 1000 – за четыре, 1600 – за восемь. На сайте www.kirsanov.ru можно найти даже учебник по степу и словарь необходимых чечеточных терминов.
Хочется новых тенденций и чуть меньше академизма? Отправляйтесь в Элитную школу тэпа, которая, несмотря на громкое название, вполне демократична: принимает всех подряд и просит за разовое занятие 200 р. – а первое так и вовсе бесплатно. Уроки два раза в неделю, по вечерам. При желании можно позаниматься один на один с руководителем Школы Василием Седых, мастерски сочетающим классическую чечетку с современными музыкальными направлениями - фанком, эйсид джазом, R&B и хип-хопом. Цена зависит от стоимости аренды зала, но не меньше 25 долларов за полтора часа.
Если же хочется всего понемногу – к вашим услугам курс степа в Центре танца «Славянская слобода» и преподаватель кафедры цирковой режиссуры ГИТИСА Константин Невретдинов. Уроки три раза в неделю, группы разного уровня. Стоимость разового занятия – 200 рублей. А можно и сразу 1200 за месяц. При желании можно договориться и о частных занятиях.
Разыскания мои кончились тем, что я записалась в две школы одновременно. И до сих пор не знаю, какую выбрать. Хожу в обе. Развиваю интеллект…