Будь здорова: разделы

Тайный мир шопоголика

Фото:
 5 минут

    Сегодня шопоголизм распространяется со скоростью эпидемии. Этому способствует и обилие рекламы, устроенной по принципу «мы продаем не продукт, мы продаем счастье», и передачи, посвященные исключительно приобретениям знаменитых людей, и легкость получения потребительских кредитов.

    Поделиться
    Отправить

    Шопоголизм, или, по-другому, шопомания – зависимость человека от непреодолимого желания покупать всё подряд. Раскрыть эту непростую тему мне поручили недели две назад, и я всё время прокручивала ее в голове. Кончилось дело тем, что в один прекрасный день я на секундочку заглянула в супермаркет и оставила там большую половину зарплаты (то бишь всё, что было при себе)...

    Шопоголизм – явление достаточно новое, распространившееся в ХХ веке, с появлением супермаркетов и распродаж. Конечно, и раньше состоятельные люди покупали множество совершенно ненужных им вещей, но это нельзя было назвать шопоголизмом, поскольку это не было неадекватным поведением: у людей был избыток денег и времени, так почему бы не развлечь себя, если от этого никому хуже не будет.

    Тогда ещё не существовало привычных нам универсальных магазинов, по которым любой мог бы «прогуляться», да и стоимость вручную производимых товаров была слишком высока, чтобы простой человек мог найти деньги на регулярную покупку лишних вещей. Инфраструктура и уровень жизни не позволяли широким слоям граждан предаваться этой приятной, но пагубной для кошелька и семейных отношений страсти.

    Сейчас шопоголизм распространяется со скоростью эпидемии. Этому способствует и обилие рекламы, устроенной по принципу «мы продаем не продукт, мы продаем счастье», и передачи, посвященные исключительно приобретениям знаменитых людей (например, «Напросились» на МузТВ или «По домам» на MTV), и легкость получения потребительских кредитов.

    Кстати, о знаменитостях. Считается, что среди них много шопоголиков, но на самом деле, мы никогда не узнаем, так ли это на самом деле. Например, у Эминема пять автомобилей: с одной стороны – явное излишество, сложно представить, чтобы он одной попой сидел во всех пяти одновременно. Но мы не в курсе, почему он их купил: потому что одержим страстью к покупкам или потому что этого требует имидж, а то «пацаны уважать не будут».

    Классификация шопоголиков

    Не все шопоголики одинаковы. Они, к примеру, делятся

    по манере поведения:

    • шопоголик спонтанный : человек идёт в магазин купить что-то действительно нужное, а пару не очень нужных штуковин прихватывает «просто случайно»;
    • шопоголик осознанный , он так снимает стресс: человек сознательно заворачивает в торговые ряды, чтобы «развеяться»;
    • шопоголик целеустремленный : человек сам не знает, как его ноги занесли в супермаркет, и как он умудрился накупить вот это всё, и истратить всю зарплату.

    и по степени адекватности:

    - шопоголики разумные покупают, в принципе, нужные вещи, разве что на несколько большую сумму, чем собирались, и в несколько большем количестве. «Шёл в магазин за мылом, а купил ещё и три шампуня, пять разноцветных мочалок в виде морских ежей, семь полотенец и канистру пены для ванны – может и перебор, но нехай будет, в хозяйстве пригодится!».

    • шопоголики истинные (неразумные) - это совсем другие люди, уже шагнувшие за грань добра и зла. Они тянут всё, что под руку подвернётся. Наборы встречаются самые причудливые: дорогущие шоколадные конфеты, комплект белья на трёхспальную кровать, десять рубашек одной расцветки, но зато разных размеров и томик Гёте на немецком (при том, что немецкий в семье знает одна бабушка Оля, давно впавшая в детство) – при этом тратится весь бюджет семьи на ближайшие два месяца.

    Собственно, именно степень адекватности отличает шопоголика от нормального человека, решившего себя побаловать, не особенно нужными, но очень приятными покупками.

    Отличительная черта истинных шопоголиков: они предпочитают совершать набеги на магазины в одиночку или с себе подобными. Ведь шопоман не получит никакого удовольствия от шоппинга в компании с «голосом разума», человеком, который будет оттаскивать его за шиворот от полочки с «ой! какими классными розовыми штучками!», убеждать в ненужности этой прекрасной ночной вазы, а не дай Бог ещё и читать вслух ценники.

    Шопоголик = невротик

    Откуда же берётся такая прихотливая навязчивость – неудержимая страсть к растрате денег?

    Стремление к растрате денег, так же, как и обратная сторона этого явления – стремление бесцельно накапливать – пристально рассматривалось в психологии многими, начиная с дедушки Фрейда и заканчивая современными исследователями. Наиболее адекватное описание принадлежит психоаналитикам.

    Согласно наблюдениям Карла Абрахама (1877 - 1925) приступы неконтролируемой растраты денег обнаруживаются у строго определённой группы людей – невротиков, страдающих инфантильной зависимостью от родителей. Велика вероятность, что будущие шопоголики в детстве страдали от избыточного контроля со стороны взрослых. И не обязательно этот контроль сопровождался жестокостью, часто ласковые родители, гораздо сильнее жестких ограничивают свободу своего чада.

    В результате чувство защищенности у такого ребенка начинает ассоциироваться с состоянием подконтрольности. Став взрослым он продолжает бессознательно искать контроль со стороны своих близких. Но кто же станет всерьез контролировать взрослого человека? Несчастный впадает в депрессию и становится подвержен тягостным тревожным состояниям, а выход-то есть – шопомания! Теперь окружающим просто-таки придется контролировать инфантильного невротика!

    Вот и живет такой человек, раздираемый противоречивыми эмоциями: с одной стороны, хочет освободиться от опеки, а с другой – ему страшно, лишившись жесткого контроля он окажется беззащитным.

    Кроме этого пациенты Абрахама отмечали, что шоппинг сам по себе снимает у них депрессию и тревогу лучше любых медикаментов, а также повышает самоуважение и уверенность в себе. Это вполне объяснимо: бессмысленное собирательство и столь же бессмысленное растранжиривание денег даёт иллюзорное ощущение контроля над своей жизнью. Ты покупаешь сам: не то, что велели; не то, что необходимо; а то, что сейчас захотелось. И человек раз за разом получает свою дозу эйфории от свободы, покупая привлекательные, пусть абсолютно ненужные вещи. А в результате – «эффект сороки»: квартира, забитая ненужными безделушками, и куча неприятностей.

    По существу шопоголизм похож на мгновенное переключение внимания с одного объекта на другой, как это бывает у маленьких детей: секунду назад самой ценной и нужной вещью был папин мобильный телефон, а сейчас он уже заброшен ради пластмассового грузовичка, а еще через минуту центром вселенной становится большая зеленая стекляшка.

    В семье, как неизбежное следствие шопоголизма, появляются проблемы. Очень сложно объяснить родным, почему нужно было купить два новых сервиза и антикварные подсвечники, именно в тот момент, когда пришло время платить за детский сад, и почему хватило денег на зелёный пиджак в полосочку, но не хватило на колбасу.

    Эти конфликты часто усугубляются неумением шопоголиков выстроить взрослые, зрелые отношения. В них ищут равного партнера, им же подсознательно нужен «контролирующий родитель».

    Я – шопоголик?

    Если Вы не потеряли контроля, умеете удержаться в рамках определённой суммы, а вещи, которые Вы покупаете, хоть для чего-то Вам нужны, то ничего страшного в любви к покупкам нет – это не самый худший способ снять стресс.

    Если же контроль потерян, Вы тратите деньги, предназначенные на другие нужды (причём не только свои, но и чужие), страдаете, если не можете немедленно приобрести то, на что «глаз упал» (зачастую абсолютно бессмысленный предмет), перестаете получать удовлетворение от чего-либо другого, что раньше Вам нравилось – тут необходима помощь психолога.

    Один мой коллега весьма остроумно предложил вычислять «норму» для шопоголиков: "Если сумма, которую вы тратите не ненужные вещи, не превышает цены месяца визитов к психоаналитику для снятия стресса – всё в порядке, вы в норме можете «шопить» в своё удовольствие, если же нет – пора к психологу."

    Будь здорова: разделы
    Связанные статьи
    Медпортал нашел для вас 4 связанные статьи
    Образ жизни

    "Подсесть" на красоту

    Порой привычка заботиться о себе приобретает характер зависимости от тех или иных процедур. Со всеми вытекающими последствиями: дискомфортом и беспокойством в том случае, когда они лишаются своего «наркотика».

    Образ жизни

    Она за мной шпионит!

    Вы можете себе представить Штирлица, танцующего танец живота?

    Тема номера

    Обезвоживание и увлажнение

    Все мы примерно на 65% состоим из воды, такова человеческая природа. И если по какой-либо причине эта цифра вдруг уменьшается, в организме нарушаются абсолютно все процессы. Это без еды можно жить больше месяца, а без воды не протянешь и недели. Что делать? Понятно что: пить и еще раз пить, а если жидкость не усваивается, вводить ее внутривенно (в виде солевого раствора) через капельницу. Но это если речь идет об общем обезвоживании, которое, к счастью, случается не очень часто (похмелье – не в счет).

    Тема номера

    Дурной вкус

    Дурной вкус – это всегда новаторский подход к общепринятым нормам. Причем заранее неизвестно, будет ли это новаторство в дальнейшем принято за норму или окажется отвергнутым массами. Но в любом случае он окажется оплеванным в самом начале. Например, дурной вкус одной из героинь чеховских «Трех сестер» проявлялся в том, что она умудрялась надеть зеленый пояс к розовому платью. Этот Чехов нашей Жанны Агузаровой не видел!