Модное течение «тайм-менеджмент» многие воспринимают как специальный инструмент для бизнеса и делателей денег. Но бизнес – только частный случай применения методики. Тайм-менеджмент – это система организации собственного времени. То есть, он подходит для всех, у кого есть время, и в особенности для тех, кому его не хватает.
Организация времени
Личное время – это такой же ресурс, как и здоровье, деньги, образование. И даже нечто большее: свое время мы можем обменять на деньги, образование, удовольствие от сидения перед телевизором и другие важные вещи. В сущности, наша жизнь – это время, которое нам отпущено. Каждый из нас хотя бы раз в жизни сожалел о том, что неправильно распорядился своим временем.
Тайм-менеджмент – далеко не первая попытка найти ответ на вопрос, как управлять собственным временем. Одним из первых этой проблемой озаботился человек, чей портрет мы сейчас имеем счастье лицезреть на стодолларовой банкноте: Бенджамин Франклин. Именно его система распределения задач стала мощным костяком для современного тайм-менеджмента. На сегодняшний день существует масса разных школ, ставящих тот или иной акцент в преподавании искусства распоряжаться собой.
Дорогой мой дневничок
Шаг 1. Начнем с приятного и метафизического: со смысла жизни. Вернее с того, как вы на сегодняшний представляете основную цель своего существования. Пусть это выглядит комично или высокопарно. Неважно, какой она окажется: построить дом, посадить дерево или стать профессором. Пожалуй, это самый непростой этап – четко сформулировать, что вам от жизни надо. Но загвоздка в том, что, не зная основной цели, не стоит приступать к тайм-менеджменту по мелочам.
Предположим, ваша цель – срочная постройка дома. Дорогу к собственному жилью надо разделить на множество небольших этапов: сначала – покупку земли, проект дома, проведение коммуникаций, постройку дома и его отделку. Точно таким же образом надо поступать с любыми великими задачами, разбивая их на мелкие до тех пор, пока не станет ясно, что именно для выполнения своего плана вы сможете сделать уже сегодня.
Шаг 2. Но помимо великого существует еще и куча всякой бытовой шелухи. Ее-то и предстоит разумно организовать. Основное занятие тайм-менеджера – запись и учет всего. Даже свои страхи можно записать или нарисовать – от этого они должны ослабнуть. А уж записывать список предстоящих дел – обязательно. Причем записывать специфическим образом: поместить в группу «А» дела первоочередной важности, в группу «Б» – дела меньшей важности, и так далее – вплоть до бытовой шелухи. Точно так же составляется список дел на неделю, на месяц и на год.
Шаг 3. Но это еще не все. Важно еще оптимизировать процесс выполнения дел из написанного списка. Существует такое понятие, как переключение – когда вы отвлекаетесь от одного недоделанного дела в пользу другого. Так вот: когда вы выполняете какое-то небольшое дело, количество переключений должно быть минимальным. На практике это означает, что если вы получили письмо, то гораздо экономнее с точки зрения собственного времени и душевных сил будет ответить на письмо немедленно. А не пять раз на дню вспоминать, что хорошо бы ответить, затем благополучно забыть про письмо, вспомнить через неделю и укорять себя за забывчивость.
Но вот в процессе выполнения какой-то долгосрочной и большой задачи количество переключений должно быть, наоборот, велико. Иначе говоря, не стоит целыми днями как дятел строчить гениальный роман: к моменту его окончания только устанете и утратите связь с реальностью.
Шаг 4. В самом начале мы говорили о том, что самое важное в тайм-менеджменте – подвергать все учету и записи. Это относится и к глобальным задачам. Специалисты советуют раз в год отвести себе время на то, чтобы сесть, подумать и оценить – так ли по-прежнему вам нужна ваша великая цель, или вас уже привлекает что-то другое?
А как быть с ленью, которая мать всех пороков и раньше вас родилась? Специалисты по тайм-менеджменту предлагают простое решение: если вам действительно хочется чего-то добиться – вы это сделаете. Если вам постоянно лень, не хочется, вы откладываете свои планы, то подумайте – может быть, поставленная цель совсем не ваша и кем-то вам навязана? Может быть, лучше сразу поставить на ней крест? Опять же, экономия времени.
За и против
Известно, что чем проще механизм, тем дольше он работает и меньше ломается. Отношение к тайм-менеджменту может быть разным. Но особенно интересно мнение тех, кто сталкивался с ним вплотную и пытался применять в собственной жизни.
Елена : «Я прошла тренинг по тайм-менеджменту год назад. Что я могу сказать спустя время: методика очень техничная и простая. А поэтому она как бы исключает человеческий фактор, исключает случайность в твоей жизни. То есть, предполагается, что все случайности должны быть предусмотрены или запрограммированы тобой лично. Это как-то обедняет жизнь. Но вообще я довольна тем, что прошла тренинг. Это как прививка. То есть, жить целиком и полностью по законам тайм-менеджмента я не стала, но организовывать свое время стала лучше в разы. Я думаю, что будет полезно еще через пару лет пройти такой тренинг, чтобы не терять навык».
Мария : «С одной стороны, полезная штука, а с другой – тайм-менеджмент явно не для русского человека. Чтобы мы все ходили с блокнотиками, постоянно записывали свои планы. Да не будет этого никогда!»
Максим : «Абсолютно гениальное изобретение этот тайм-менеджмент. Я что-то похожее пытался для себя придумать в последних классах школы, чтобы ни минуты не пропадало зря – и вообще-то очень обрадовался, что все давно уже придумано и усовершенствовано. Я сразу понял: это мое. Но другим редко рекомендую: во-первых, зачем учить конкурентов быть лучше? А во-вторых, до осознания того, что ему нужно управлять своим временем человек должен дойти сам. А иначе ему ничего не поможет».