Главное за неделю
На минувшей неделе главным ньюсмейкером стал Следственный комитет: озабоченное ростом педофилии ведомство предложило Минздраву сообщать об обращающихся к гинекологам подростках, ведущих половую жизнь. Счетная палата пересчитала бюджет здравоохранения на следующий год и пришла к выводу, что система может недополучить прогнозируемые доходы. А Минпромторг впервые поддержал Минздрав – по вопросу лекарственного страхования. «МедНовости» представляют обзор последних событий в области здравоохранения.
Гинеколог-стукач
Следственный комитет России (СКР) хочет обязать врачей-гинекологов сообщать об обращающихся за медпомощью несовершеннолетних девушках. Таким образом силовики рассчитывают повысить выявляемость случаев педофилии.
О том, что СКР направил Минздраву предложение передавать правоохранителям соответствующую информацию, сообщила руководитель управления процессуального контроля за расследованием отдельных видов преступлений СК РФ Евгения Минаева. Она напомнила об уголовной ответственности совершеннолетнего гражданина за сексуальные отношения с подростками, не достигшими 16-летнего возраста.
Как пояснила Минаева, девочки скрывают такие факты из-за стеснительности, опасаясь огласки или негативных последствий. В результате многие случаи половых контактов с несовершеннолетними остаются не выявленными и безнаказанными. По ее словам, представители СКР и Минздрава приняли решение о создании межведомственной рабочей группы для разработки изменений в действующее законодательство. Передачу подобной информации в СКР не считают разглашением врачебной тайны, поскольку это «обеспечивает защиту прав несовершеннолетнего», а «тайна предварительного следствия также охраняется законом».
Получить внятного комментария от Минздрава СМИ пока не удалось. В пресс-службе ведомства заявили, что предложение будет рассмотрено «в установленном порядке с привлечением широкого круга специалистов по данной тематике».
Между тем, обо всех случаях, связанных с криминалом, медики и без того сразу сообщают в правоохранительные органы. Это касается и подозрений на противоправные действия в отношении несовершеннолетних, в том числе, изнасилования. Что же касается раннего начала половой жизни, то, по словам врачей, чтобы расследовать каждый такой случай, не хватит штатов всех силовых ведомств вместе взятых.
Будучи реализованной, такая идея принесет немало вреда, считают медики. «То, что объясняется целью защитить несовершеннолетних, по сути – грубое вторжение в личное пространство молодых девушек и вынуждение врачей разглашать «компетентным органам» врачебную тайну, – считает врач-эндокринолог клиники WikiMed Ольга Юрьевна Демичева. – Это приведет лишь к тому, что, понимая возможные последствия, девушки будут бояться обращаться к врачу. Эхом такого закона станут поздно выявленные венерические болезни и криминальные аборты. И это – как минимум».
Не сошлись в расчетах
На прошлой неделе вновь обсуждался бюджет здравоохранения. Опираясь на заключение Счетной палаты РФ (СП) на проект федерального закона «О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов», глава ведомства Татьяна Голикова заявила о дефиците средств на здравоохранение. В частности, по ее словам, износ основных фондов медучреждений составляет 57,4%. «Для того, чтобы остановить эту негативную тенденцию, по нашим оценкам, необходимо осуществить дополнительные инвестиции в такие бюджетозависимые отрасли, как образование, здравоохранение и предоставление социальных услуг, в объеме не менее 200 млрд рублей за счет бюджетов всех уровней», – заявила Голикова на парламентских слушаниях в Совете Федерации 8 ноября, на которых обсуждался проект закона о федеральном бюджете на 2017 год и плановый период 2018-2019 годов.
Кроме того, СП раскритиковала проект бюджета Федерального фонда ОМС. По мнению аудиторов Палаты, из-за ошибок в расчетах бюджет ФФОМС может недополучить прогнозируемые доходы, что приведет к дефициту средств. Причем, аналогичные нарушения (когда бюджет рассчитывается не по прогнозным значениям фонда заработной платы, а с использованием «корректирующих коэффициентов») были выявлены и в прошлые годы, из-за чего доход ФФОМС в 2015 году оказался на 46 млрд меньше планового, а в 2016 году бюджет фонда может недополучить около 30 млрд рублей. Такая методика расчетов «создает риски недополучения доходов в 2017–2019 годах, что может привести к росту дефицита бюджета ФФОМС и поставить под сомнение возможность выполнения всех расходных обязательств Фонда», – говорится в заключении СП.
В самом Минздраве, впрочем, на нехватку денег не жалуются. Как сообщила министр Вероника Скворцова, нет никаких оснований для беспокойства по поводу финансового обеспечения здравоохранения: консолидированный бюджет отрасли растет, и в 2017 году составит более 3 трлн рублей. По расчетам Минздрава, доходная часть бюджета ФФОМС вырастет по сравнению с нынешним годом более чем на 44 миллиарда рублей. Расходы бюджета Фонда составят 1 триллион 735 миллиардов рублей, расходы федерального бюджета – 380,6 миллиардов рублей, а консолидированный бюджет субъектов Российской Федерации – 919,8 миллиардов рублей.
Минпромторг «за»
Активно продвигающий идею импортозамещения Минпромторг поддержал инициативу лекарственного страхования в России. Об этом заявил журналистам замглавы Минпромторга Сергей Цыб. «Мы такой подход поддерживаем… На наш взгляд, в том числе, положительный эффект окажет и на производственный корпус, который уже будет планировать свои производственные планы с учетом той информации, которая будет получена из регионов в рамках реализации таких пилотных проектов», – рассказал Цыб.
Ранее министр здравоохранения Вероника Скворцова заявила, что Минздрав работает над моделью лекарственного страхования, которая в перспективе может войти в систему ОМС. А также планирует пилотные проекты в регионах, в случае успеха которых можно будет поднять вопрос о частичном возмещении государством стоимости лекарств в амбулаторном сегменте.
Впрочем, разговоры о введении лекарственного возмещения ведутся не первый год. Еще три года назад ведомство утвердило «Стратегию лекарственного обеспечения населения России до 2025 года» – глобальный документ, определяющий политику государства в отношении производства, контроля, продажи и применения лекарств. В числе прочего, были предложены и альтернативы госзакупкам: лекарственное страхование, соплатежи и частичная компенсация затрат за купленные по рецепту врача лекарства.
Классическое лекарственное страхование заключается в том, что все население делает ежемесячные отчисления, а лекарства получают пациенты в случае болезни. «Страховая модель – это модель обеспечения населения препаратами, когда работает принцип «здоровый платит за больного», – объяснила «МедНовостям» директор Института экономики здравоохранения НИУ ВШЭ Лариса Попович. – Лекарственное страхование может вводиться частями: сначала быть частью системы ОМС для обеспечения амбулаторных пациентов, а затем и в больнице». Однако, признается эксперт, она не видит возможности внедрения страховой системы в ближайшие годы, несмотря на то, что некоторые регионы были не прочь попробовать.
Наиболее реальной сегодня выглядит система референтных цен: государство устанавливает планку стоимости лекарств, до которой оно готово возмещать затраты пациентов. Если же человек хочет приобрести более дорогой препарат, он оплачивает разницу между референтной ценой и рыночной стоимостью лекарства.
Такая практика существует за рубежом и полностью себя оправдала, считает директор Департамента лекарственного обеспечения и регулирования обращения медицинских изделий Минздрава Елена Максимкина: придя с рецептом в аптеку, пациент сам решает, выбрать ли ему дженерик, стоимость которого покрывает размер возмещения, или оригинальный препарат, за который он просто доплатит. По словам Максимкиной, министерство не поддерживает «философию шведского стола», когда пациенту бесконтрольно выписывают все, что он «сам себе прописал» — пилотные проекты просчитываются только по возмещению стоимости лекарств из перечня ЖНВЛП.