Как они работают: сервис генетических исследований «Генотек»

Как превратить науку в бизнес, зачем узнавать, от чего скорее всего умрешь, и что нужно для рождения ребенка без наследственных заболеваний
Как они работают: сервис генетических исследований «Генотек»
ДНК-портрет — одна из услуг компании «Генотек» /
6 минут
4245

 

Один из самых футуристических стартапов в России — компания «Генотек». С ее помощью любой желающий может пройти генетическое тестирование. Для этого нужно заказать тест на сайте, дождаться курьера, плюнуть в привезенную им пробирку, а через несколько недель получить анализ ДНК и его расшифровку. Мы поговорили с основателями компании и узнали, как им удалось превратить науку в бизнес. 

 

Как возникла идея

В 2010 году три студента МГУ — двое с мехмата и один с биофака — познакомились на образовательной программе Московского государственного университета для молодых предпринимателей «Формула успеха». Там они запустили свой первый бизнес-проект. Он был посвящен медицинской тематике, поскольку идея принадлежала студенту биофака Валерию Ильинскому. Суть проекта была в разработке новых технологий для ДНК-диагностики.

На момент запуска «Генотека» в США уже было несколько таких проектов, самый известный из которых — 23andMe, основанный Энн Войжитски, теперь уже бывшей женой основателя Google Сергея Брина. Компания расшифровывает геном клиента, затем проводит интерпретацию анализа и выдает результат, в котором говорится о предрасположенности к наследственным заболеваниям и способах избежать их развития.

«Мы столкнулись с тем, что нам было интересно сделать свои ДНК-паспорта, но в России такие услуги почти никто не предоставлял. А те, кто был, предоставляли очень запутанные или наоборот слишком общие отчеты о полученных данных, — говорит исполнительный директор «Генотека» и выпускник мехмата МГУ Кир Петренко. — Изучив рынок, мы узнали, что в США жена Сергея Брина запустила стартап, который существует уже 7 лет. Мы подумали, что это очень классная идея. По сути, мы запускали копипаст американского стартапа». 

Развитию «Генотека» в России, несмотря на существование подобных западных компаний, способствовали особенности российского законодательства. Чтобы переслать слюну, то есть биологический материал, из России за границу, необходимо заключать с каждым отправителем специальный договор, соответствующий российским таможенным правилам. Это не очень просто и занимает много времени, поэтому таким компаниям логичнее открывать здесь фирму-посредника. Это значительно затрудняет их выход на российский рынок и создает конкурентные преимущества для местных компаний.

 

Откуда деньги

Когда проект выиграл в «Формуле успеха», создателям стало ясно, что для его развития необходима достаточно крупная сумма, а на самоокупаемость он сможет выйти только через несколько лет. «Мы поняли, что не способны пять лет жить на 20 тысяч рублей в месяц, или на минус 20 тысяч рублей, а возраст не позволял нам уже брать деньги у родителей. Нужно было быстро запустить бизнес, который позволил бы нам оперативно выйти на самоокупаемость. Чтобы получать кэш уже сейчас», — рассказывает Кир. Ребята вложили в создание системы генетической интерпретации около пяти миллионов рублей (гранты и собственные средства). На самоокупаемость проект вышел уже через два года. 

 

В чем конкурентное преимущество

«Копипастом» назвать компанию «Генотек» можно только условно, поскольку саму технологию интерпретации генетического кода Валерий Ильинский вместе со своей командой придумывал самостоятельно.

«В каждой компании, подобной нашей, есть своя система интерпретации генетического кода, она разрабатывается самостоятельно, в каждом случае это ноу-хау. Она основывается на известных публикациях, научных статьях и базе данных. В зависимости от базы данных можно делать более или менее точные интерпретации генетических тестов, — рассказывает Валерий. — Мы долго разрабатывали нашу систему, над ней трудились несколько действительно классных математиков, потому что это все основано на математической логике. Мы очень гордимся нашей системой интерпретации, она у нас одна из лучших в мире».

Благодаря качественным научным разработкам «Генотеку» удалось создать не просто подобие американское компании, а проект, которые способен конкурировать с западными, считает Кир. «За три года работы получилось так, что мы начали думать о конкуренции с американскими компаниями. Многие продукты, которые у нас появились, у них отсутствуют», — говорит он.

В России, в свою очередь, стали появляться аналоги «Генотека». По словам Кира, три года назад существовало 2–3 компании, которые проводили генетические исследования, а сейчас их стало в десять раз больше.

 

Как собиралась команда

Компания была создана на деньги ее основателей. До запуска «Генотека» ее нынешний генеральный директор Артем Елмуратов работал в консалтинговой компании Accenture, Кир Петренко занимался разработками для оборонной промышленности, а Валерий Ильинский заканчивал обучение на биофаке после стажировки в Цюрихе и Вашингтоне. Так как сначала в средствах ребята были ограничены, это сказывалось и на составе команды.

«К концу второго года нас было 6–7 человек — друзья и друзья друзей. Где искать команду, когда тебя никто не знает? «Family, fools and friends». На рынке труда, конечно, нет смысла искать, так как денег нет. Никакие профессиональные звезды к тебе не пойдут, потому что платить нечем», — говорит Кир.

С тех пор, как компания вышла на чистую прибыль, коллектив вырос до 25 человек. Но в основном это все равно друзья и друзья друзей, и большинство из них — выпускники МГУ. «Обнаружилось, что через HeadHunter искать в 10 раз менее эффективно, чем через ВКонтакте и на LinkedIn. Потому что это твой социальный слой, это люди, которые тебя окружают, это друзья друзей друзей, у вас общая картина мира, вы вместе закончили МГУ, это круто. А на HeadHunter у большинства людей бэкграунд гораздо хуже, чем у выпускников МГУ», — объясняет Кир.

Сейчас в компании есть отдел по работе с клиентами, научный и IT-отделы. Сам Кир отвечает за найм сотрудников, производство и логистику, Артем — за продажи, продвижение, бухгалтерию и финансы, а Валерий — за все научные разработки.

 

Что продает компания

В интернет-магазине «Генотека» можно заказать один из четырех вариантов исследования: генетический паспорт, который содержит полную информацию о генетике человека; детское тестирование, которое позволяет узнать, к каким заболеваниям предрасположен ребенок и в каких видах спорта у него есть шанс добиться успеха; исследование склонности к полноте и факторов, под влиянием которых человек может поправиться или похудеть; тестирование для пар, которые планируют детей.

Самый распространенный продукт — это генетический паспорт. Он позволяет узнать о предрасположенности человека к тем или иным заболеваниям, а также о способах снизить риск их возникновения.

«Я сделал генетический паспорт три года назад, чтобы узнать, что я умру либо от инфаркта, либо буду страдать псориазом, либо диабетом 2-го типа. В моем генетическом отчете было написано: "Если у вас генетическая расположенность к псориазу, то надо ездить на такое-то море, мазаться такими-то кремами", и тогда велик шанс, что псориаз никогда не возникнет. Несмотря на то, что мои папа и бабушка страдают от этого. Никто не отменял профилактику и факторы внешней среди, несмотря на генетику», — говорит Кирилл. Недавно у компании появился новый продукт «Статус носителей наследственных заболеваний». У каждого человека две копии одного и того же гена. Копия гена может быть мутантной, приводящей к болезни, а может быть здоровой. Поскольку человек передает детям одну из копий, и папа, и мама могут передать мутантную копию. В этом случае ребенок будет больным. То есть у семейной пары, в которой каждый из супругов имеет одну поврежденную копию гена, есть 25%-ная вероятность родить больного ребенка.

Компания не предлагает парам, которые являются носителями одинаковых заболеваний, разойтись или отказаться от рождения детей. На данный момент существует ряд компаний, которые совместно с партнерскими ЭКО-клиниками могут предотвратить появление на свет больного ребенка. Для этого берется сперматозоид и яйцеклетка пары, производится зачатие в пробирке, и на определенной стадии компания проверяет, есть ли в ДНК эмбриона ген того или иного заболевания. Если нет, то происходит искусственное оплодотворение.

 

Кому это нужно

У «Генотека» есть два основных типа клиентов. Первые — это люди от 25 до 40 лет, которые думают о своем здоровье, знают, что такое превентивная медицина, и следят за последними достижениями науки и техники. «Не скажу, что они ипохондрики, они живут не по принципу "меньше знаешь — крепче спишь", а по принципу "предупрежден — значит вооружен"», — говорит Кир.

Вторая категория — это родители и пары, которые планируют детей. Вторые могут обратиться в «Генотек» для определения статуса носителей наследственных заболеваний, чтобы исключить риск рождения нездорового ребенка. Первые делают обычный генетический паспорт, который позволит, например, отдать ребенка в ту спортивную секцию, в которой он достигнет наивысших результатов.

Пока что услугами «Генотека» могут воспользоваться только достаточно обеспеченные люди, поскольку цена самого популярного продукта «Мой геном», включающего в себя все основные исследования, составляет 25 тысяч рублей. По словам Кира, пока что у «Генотека» нет возможности сделать цену ниже, поскольку себестоимость исследований очень высокая. «Но эта возможность появится, потому что я вижу, как растет поток заказов. Тут работает эффект масштаба напрямую», — говорит Кир.

 

Какие перспективы

Основные планы «Генотека» связаны с развитием в России. Но компания подумывает и о работе на зарубежных рынках. Через пару дней после интервью Кир должен был улететь в Соединенные Штаты, чтобы начать выстраивать там сеть контактов. В любом случае выход на иностранные рынки состоится не скоро, потому что во всех странах разная сертификация, и для ее оформления необходимо время.

Также «Генотек» не исключает возможности заключения сделки с крупной компанией. Кир приводит в пример американский стартап 454 Life Sciences, который был куплен международной фармацевтической корпорацией Roche за 140 миллионов долларов. Основатели «Генотека» не отрицают, что через несколько лет они могли бы пойти на подобную сделку, но пока что планируют развиваться самостоятельно.

5 признаков меланомы: зачем зимой проверять родинки Здоровье 5 признаков меланомы: зачем зимой проверять родинки
Для тех, кто часть зимы проводит на морях или только что вернулся из отпуска, этот текст может оказаться весьма кстати