Звонок в скорую — что нужно знать

Когда обращаться в скорую, на что имеет право пациент и по каким правилам проходит госпитализация

Звонок в скорую — что нужно знать
© Phil Whitehouse/flickr.com /
6 минут
14818

Скорая или неотложка

Экстренная и неотложная медицинская помощь — это два разных вида помощи. Единственное, что их объединяет — их окажут в день обращения. Экстренная — та, что побыстрее, бригада в карете скорой помощи мчится к пациенту с мигалками. Все, что представляет угрозу для жизни, требует экстренной помощи. Неотложная помощь помедленнее. Ее оказывают, когда угрозы для жизни нет. Врач может прийти к пациенту домой, а может оказать ему помощь без всяких талончиков и записей в своем кабинете при поликлинике (ст. 32, п. 4 федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в РФ»).  

Какая бригада нужна в каждом конкретном случае, устанавливает диспетчер. Он задает вопросы, позволяющие определить тяжесть состояния больного и, исходя из полученных ответов, переадресует вызов либо на станцию скорой помощи, либо в отделение неотложки.

Экстренную помощь окажут при потере сознания, нарушении дыхания, внезапной острой боли, термическом или химическом ожоге, родах и т. д. (ст. 11 соответствующего порядка). Но и тут есть своя очередность. Сначала бригады направляются к людям без сознания, пострадавшим в ДТП, умирающим пациентам, получившим огнестрельные и ножевые ранения, беременным, роженицам, детям, тем, кто находится в общественном месте. Максимальное время приезда скорой помощи — 20 минут (приложение № 3, п. 4 соответствующего порядка).

Неотложка (ст. 13 порядка) приедет, если внезапно обострилось хроническое заболевание, или возникло острое состояния без явных признаков угрозы жизни, требующее срочного медицинского вмешательства (полный список поводов есть на сайте московской скорой). Например, если температура выше 39 °C, возникли головокружения, сильная головная боль или внезапная слабость. Такую бригаду вызывают и для констатации смерти (в то время, когда участковый врач не работает). Приезжает она в течение 2 часов. Но если у скорой, оказывающей экстренную помощь, нет вызовов, ее могут отправить и по маршруту неотложки.

 

Когда вызывать и что говорить

Температура до 39 °C при нормальном самочувствии, кашель, легкая травма, похмелье, болезни животных — это не повод вызывать скорую. (У собак и кошек, к примеру, есть своя неотложка.) В этих случаях врачи ничем не помогут, а отнимать время у бригады, в которой, возможно, нуждаются более тяжелые больные, непозволительно.

Подробная инструкция (когда звонить, что говорить) есть на сайте московской Станции скорой и неотложной помощи им. А. С. Пучкова. В частности там говорится, что, если приходится долго ждать ответа диспетчера, не надо класть трубку и набирать 03 снова, потому что так звонящий оказывается в конце очереди. Важно подробно описать состояние больного, чтобы диспетчер понял, отправлять ли на вызов специализированную бригаду, которая окажет лучшую помощь. Полезно будет объяснить, как проехать к дому, назвать код домофона или рассказать, где именно встретят бригаду. Так помощь пациенту окажут быстрее.

Если есть сомнения по поводу того, вызывать ли бригаду скорой, можно позвонить врачам станции по номеру 8 495 620-42-33 и проконсультироваться.

А вот за заведомо ложный вызов придется заплатить штраф в размере от 1 до 1,5 тысяч рублей (ст. 19.13 Кодекса об административных правонарушениях). 

 

Куда звонить

C 26 января этого года у экстренных служб появились новые номера — 101, 102, 103 и 104. То есть теперь и с мобильных телефонов, и со стационарных скорую и неотложку можно вызвать, набрав 103. Можно воспользоваться и единым номером 112, и другими дополнительными номерами:

— со стационарного телефона — 03;

— с мобильного телефона — 030 (МТС, Мегафон, Tele2, U-tel), 003 (Билайн), 903 (Скай Линк, Мотив);

— с помощью СМС. Для каждого региона будет установлен свой номер. В некоторых городах (Астрахань, Краснодар, Казань и др.) такая возможность уже существует. В сообщении нужно обязательно указать ФИО, адрес, возраст и причину обращения.

Если человек сам решает, что ему не нужна экстренная помощь, а нужна неотложная, он может вызвать врача не только по указанным номерам, но и по телефону отделения неотложной помощи в районной поликлинике. В Москве, правда, такие кабинеты есть далеко не везде. Адреса отделений, где оказывают неотложную медицинскую помощь взрослым и детям, пациентам с травмами, с офтальмологическими патологиями, можно найти на сайте Департамента здравоохранения Москвы.

 

Когда могут отказать

Если человек звонит 03, ему могут отказать только в очень редких случаях. Врачи скорой не проводят процедуры в рамках планового лечения (сделать укол или измерить давление), не выезжают, если обострилось хроническое заболевание без угрозы для жизни и здоровья (определяется диспетчером), не занимается скорая и вызовами, относящимися к компетенции поликлиники (если пациент сам может прийти и получить назначения врача). Скорая не будет устанавливать состояние наркотического или алкогольного опьянения, снимать похмелье, выдавать справки, оказывать стоматологическую помощь (за исключением случаев сильного кровотечения после удаления зуба) и назначать лечение.

Бригада скорой помощи не обязана дежурить у подъезда «на всякий случай»: пациент, нуждающийся в постоянном контроле, либо переводится под опеку поликлиники, к которой он прикреплен, либо госпитализируется.

 

Во время визита бригады

Разуваться и обувать тапочки «для гостей» врачи не станут, поэтому, если в доме дорогие персидские ковры, то  лучше их свернуть. Перед приездом скорой всех животных нужно закрыть: собаки могут бурно реагировать на незнакомых людей и как минимум лаем мешать им работать, а кошки лезут в ящик с лекарствами, где есть валерьянка. 

По закону cкорая помощь бесплатно оказывается любому, кто находится в тяжелом состоянии (постановление № 1074). Прописка и наличие полиса ОМС в данном случае для пациента не влияют ни на что. Но на практике врачи скорой требуют предъявить полис обязательного медицинского страхования. Связано это с нововведением — переводом скорой в систему ОМС с 1 января 2013 года. Однако отсутствие полиса некритично ни для пациента, ни для доктора: на сайтах территориальных фондов ОМС есть список зарегистрированных лиц, к которому у врачей скорой помощи есть доступ.

В скорой бригады не всегда полностью укомплектованы. Кроме того, нагрузка за смену часто бывает такой, что ни о какой еде, чае, кофе в течение многих часов речи не идет. Поэтому не будет лишним предложить приехавшим специалистам как минимум горячие напитки и помочь принести/унести ящики с аппаратурой.

 

Как, когда и куда госпитализируют

Неотложка не занимается госпитализацией пациентов, но врач этой службы может вызвать бригаду скорой помощи, если поймет, что человеку как можно быстрее необходимо попасть в больницу.

Решение о госпитализации принимает врач. Даже если он вопреки своему мнению решит отвезти пациента в больницу, в приемном отделении также вряд ли найдут основания для госпитализации, и возвращаться домой придется самостоятельно. Госпитализацию проводят при угрожающих жизни состояниях, родах, в послеродовой период, при травмах после чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий. (ст. 35, п. 4 федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в РФ»). 

Пациента доставляют в близлежащую свободную скоропомощную больницу, однако при этом учитывается профиль диагноза. Например, для некоторых категорий пациентов (в частности с инсультами) имеется свой список больниц. Пожелания пациента или его родственников в этом случае не учитываются (ст. 6 приложения № 1 соответствующего порядка).

Если пациент (или его близкие) считает, что госпитализация обязательно нужна, а скорая в этом отказала, можно самостоятельно прийти в приемное отделение той больницы, которую пациент посчитает наиболее подходящей. Место проживания, прописки или временной регистрации для врачей значения не имеет.

Если случай не экстренный и угрозы жизни нет, но врач все же решил отправить пациента в больницу, от госпитализации можно и отказаться, для чего необходимо подписать соответствующую бумагу. От медицинской помощи могут отказаться родители (опекуны, попечители) больного ребенка или человека, признанного недееспособным по решению суда. Но если врач считает, что это решение ставит под угрозу здоровье пациента, соответствующая медицинская организация может обратиться в суд или органы опеки, старший бригады может вызвать полицию.

Если человек является дееспособным и находится без сознания, то никто из родственников не может воспротивиться оказанию медицинской помощи. Госпитализация без учета мнения пациента проводится, если человек страдает тяжелым психическим заболеванием.

 

Куда обращаться за консультацией

Если после звонка в скорую или визита врача возникли вопросы или претензии, то с ними можно обратиться:

— на станцию скорой и неотложной медицинской помощи. В Москве — 8 499 445-02-63 (прием устных обращений), прием обращений на сайте

— в страховую компанию, выдавшую полис ОМС;

— в территориальный фонд обязательного медицинского страхования (в Москве это МГФОМС);

— в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования; 

— в Федеральную службу по надзору в сфере здравоохранения;

— в Министерство здравоохранения;

— в местную прокуратуру (координаты в Москве). Это можно сделать в случае, если отказ скорой в госпитализации поставил жизнь больного под угрозу или повлек за собой последствия, предусмотренные ст. 124 Уголовного кодекса РФ. 

 

5 признаков меланомы: зачем зимой проверять родинки Здоровье 5 признаков меланомы: зачем зимой проверять родинки
Для тех, кто часть зимы проводит на морях или только что вернулся из отпуска, этот текст может оказаться весьма кстати