Шоу стукачей

Валяясь на диване и созерцая стройные тела героинь американского сериала, с беспокойством думаю о том, что и мне не худо было бы приобрести форму, хоть немного приближенную к спортивной. Но тягать гири в спортзале в окружении потных мужиков претит моей склонной к возвышенному душе… Может, записаться на танцы?

Степу не мешают ни возраст, ни лишний вес, ни маленький рост, ни отсутствие танцевальной подготовки (проверено на себе!).

Размышления мои прерывает вбегающий в комнату папа:

- Переключи, переключи, там «Зимний вечер в Гаграх» начинается, я хочу посмотреть чечетку!

Степ развивает интеллект. Это научно доказано. Поэтому не поддавайтесь панике, когда на первом занятии вы поймете, что вам явно есть куда расти…

Ворча для порядку, но не без радости переключаю – и мы в тысячный раз пересматриваем зажигательный номер «гаучо-чечеточник».Главный герой печально рассуждает о том, что великое искусство степа в нашей стране утрачено и забыто. А я задумываюсь о том, что же происходит с ним теперь, в современной Москве?

Тук-тук... Кто там?

Путь степа, каким мы знаем его сейчас, в русскую культуру был «долог и тернист». Хотя нетрудно заметить его элементы в народных танцах, например, во всем известном «Яблочке», которое нас заставляли разучивать для утренников в детском саду.

Однако знатоки утверждают, что истинные предки степа (или тэп-данса) – ирландская джига и африканские танцы с их характерным синкопированным ритмом, скользящими и шаркающими движениями. И возник он как самостоятельное направление в тот момент, когда они слились воедино в грандиозной культурной мясорубке под названием Америка. Можно сказать, степ – результат двух грандиозных исторических процессов: рабовладельчества в Новом Свете и переселения туда же огромного количества «охотников за лучшей долей».

До XIX века степ остается танцем исключительно уличным. Потом переходит на сцену кабаре, в шоу менестрелей, исполнявших театрализованные номера с намазанными горелой пробкой лицами. Этот период жизни чечетки ознаменован своими звездными именами – такими как Мастер Жуба, создатель собственного уникального стиля на основе африканского танца, Мистер Тэп (Кинг Растус Браун) и знаменитый необыкновенно быстрыми ритмами Джон Бабблз.

Золотым веком тэп-данса считаются 30-е годы ХХ века – время расцвета джаза, клубного эстрадного искусства, звукового кино и киномюзикла. Несколько «ключевых» имен и названий – Фред Астер, клуб «Коттон» и «Серенада солнечной долины» – говорят сами за себя. В это же время степ распространяется за пределы Америки, в Европу, и попадает в Россию – вспомните Любовь Орлову с ее танцем на пушке в кинофильме «Цирк» или братьев Гусаковых в «Карнавальной ночи».

Потом был долгий период затишья. И вот, наконец, сегодня степ неожиданно вернулся в театр и на эстраду, а, главное, в ассортимент танцев, которыми занимаются просто так из удовольствия. Лучшее тому доказательство – внушительное количество школ и студий, где можно научиться бить чечетку не только для себя (и своих соседей снизу), но и вполне профессионально.

Степ да степ кругом

Если всерьез влечет слава – добро пожаловать на Международный фестиваль «Степ-парад», Всероссийские кубки и чемпионаты, фестиваль «Золотая набойка» и, наконец, Мировой чемпионат по степу. А кроме того можно поучаствовать в многочисленных концертах, шоу и даже мюзиклах.

Обувь для степа с металлическими набойками нетрудно купить в специализированных магазинах. А первым чечеточникам приходилось прибивать к деревянным подошвам монетки или пивные пробки.

Записаться в школу степа совсем не трудно. Достаточно выбрать подходящее место и прийти по нужному адресу. Не помешают ни возраст, ни лишний вес, ни маленький рост, ни отсутствие танцевальной подготовки (проверено на себе!).

Противопоказаний немного: хронические заболевания вроде артрита и артроза, плоскостопие в очень сильной форме, беременность. «Да, противопоказания есть… Но мы их не соблюдаем!» – получила я ответ, обсуждая проблему в одной из степ-школ.

Что касается отсутствия подготовки, то и по этому поводу мне дружно посоветовали не беспокоиться. «В первые полчаса вы привыкаете к движению. Через час оно начинает вам нравиться. Через два вы понимаете, что жить без него не можете…», – раскрыл секрет мастерства Константин Невретдинов из Центра танца «Славянская слобода». Константин знает, что говорит: он – создатель и единственный исполнитель номера «степ на руках», для которого пришлось изобрести особые ботинки.

Преподавание в большинстве студий ведется на высоком уровне, а удовольствие позаниматься не слишком обременяет бюджет. В каждой школе дают азы танца, без которых невозможно дальнейшее развитие; а уж в каком стиле вы намерены продолжать – дело ваше, благо стилей этих великое множество.

Хотите поучиться у настоящего мэтра? Тогда вам прямая дорога в школу Владимира Кирсанова – одного из известнейших российских танцовщиков и педагогов, снимавшегося еще в знаменитом «Зимнем вечере в Гаграх». Занятия в студии Владимира Кирсанова проводятся два раза в неделю. Стоимость – 300 рублей за один урок, 1000 – за четыре, 1600 – за восемь. На сайте www.kirsanov.ru можно найти даже учебник по степу и словарь необходимых чечеточных терминов.

Школа Владимира Кирсанова: Украинский бульвар, 15, тел.: 242-21-24

Элитная школа тэпа: улица Малая Дорогомиловская, 9/4 (Центр досуга «Юность», тел.: 980-06-80 (доб. 456)

Центр танца «Славянская слобода»: улица Варварка, 14, тел.: 298-37-27.

Хочется новых тенденций и чуть меньше академизма? Отправляйтесь в Элитную школу тэпа, которая, несмотря на громкое название, вполне демократична: принимает всех подряд и просит за разовое занятие 200 р. – а первое так и вовсе бесплатно. Уроки два раза в неделю, по вечерам. При желании можно позаниматься один на один с руководителем Школы Василием Седых, мастерски сочетающим классическую чечетку с современными музыкальными направлениями - фанком, эйсид джазом, R&B и хип-хопом. Цена зависит от стоимости аренды зала, но не меньше 25 долларов за полтора часа.

Если же хочется всего понемногу – к вашим услугам курс степа в Центре танца «Славянская слобода» и преподаватель кафедры цирковой режиссуры ГИТИСА Константин Невретдинов. Уроки три раза в неделю, группы разного уровня. Стоимость разового занятия – 200 рублей. А можно и сразу 1200 за месяц. При желании можно договориться и о частных занятиях.

Разыскания мои кончились тем, что я записалась в две школы одновременно. И до сих пор не знаю, какую выбрать. Хожу в обе. Развиваю интеллект…

Екатерина Александрова