Ложная тревога

Чем тревога отличается от страха? Сравните два ощущения:  первое – мгновенный ужас, который испытывает школьник, вызванный к доске суровым учителем. Второе – предчувствие ужаса, который возможно, предстоит испытать послезавтра, когда учитель-зверь вызовет к доске. А может и не вызовет. Второе состояние – это и есть тревога.

Иначе говоря, если страх – это реакция на непосредственную угрозу, то тревога – переживание неопределенной, размытой угрозы, которая неизвестно, появится ли вообще. Но начинать бояться лучше заблаговременно.

Тревожность делится на устойчивую и общую.

Первая проявляется в определенных ситуациях – например, перед экзаменом, при подготовке к публичным выступлениям, при общении с противоположным полом или с начальством.

Общая тревожность не привязана к конкретным ситуациям – она постоянно мигрирует с объекта на объект, в зависимости от его значимости для человека.

Как развить в себе тревожность: вредные советы

Оставим за скобками тревожность, проявляющуюся в результате психических расстройств. С «нормальной» тревожностью может столкнуться любой. Или развить ее в себе путем нехитрых усилий.

- В детском возрасте за выработку тревожности у ребенка должны отвечать родители. Кому же еще позаботиться о чадушке, как не маме с папой? Родителям необходимо самим быть тревожными и всячески это свойство демонстрировать. Ключевые фразы, которыми следует оперировать: «Сейчас упадешь – и будет больно», «А если бы голову сломал?», «Ни в коем случае!», «А вдруг тебя украдут?».

- Если ваш ребенок подрос, а вам так и не удалось его запугать сломанной шеей и вашей близостью к инфаркту, попробуйте поступить иначе: расскажите ему об огромных надеждах, которые вы на него возлагаете. Ключевые фразы: «Если ты не займешь первое место, я тебя перестану любить», «Ты должна учиться только на отлично, иначе посрамишь честь семьи».

- Если с родителями вам не повезло, пора брать ситуацию в свои руки. Прежде всего, зарубите на носу, что мир настроен к вам враждебно. Вам не положено никаких случайных подарков судьбы. Все, с кем вы имеете дело, намерены вас использовать. Ни с кем нельзя сотрудничать, можно только конкурировать. Уяснили? А теперь поставьте перед собой сложную, серьезную задачу (например, «добиться жизненного успеха») и бросьте все силы на ее выполнение. Высокая тревожность не заставит себя ждать. Ключевые фразы: «Вы все еще пожалеете!», «Вы еще будете у меня автограф выклянчивать!»

- И последний способ: необходимо почувствовать себя неудачником. Это, кстати, тоже надо суметь сделать по всем правилам. Вспомните свои основные обломы и начните повторять: «Это какой-то ужас, я просто теряюсь в таких ситуациях, я не знаю, что делать». Главное – ни в коем случае не начинайте анализировать свои ошибки, гиблое это дело.

Тревога – не повод для тревоги

Ученые выяснли

Исследования тревожности среди детей и подростков показали, что тревожные дети, в отличие от эмоционально благополучных, не умеют учитывать объективные условия. Они часто рассчитывают на успех в тех ситуациях, когда он маловероятен. И наоборот: могут быть не уверены в своем успехе, когда его вероятность высока.

Тревожные дети ориентируются не столько на реальные обстоятельства, сколько на собственные предчувствия, настроения и опасения. В результате они действительно чаще переживают неуспех по сравнению со своими менее тревожными сверстниками.

Итак, что за картина у нас вырисовывается? Тревожность можно заработать несколькими способами – например, получить ее «по наследству» от родителей, постоянно пытаться оправдать чужие завышенные притязания, самому иметь большие надежды и одновременно относиться к миру как к источнику опасности. Уровень тревожности повышается, когда мы находимся в состоянии внутреннего конфликта. И, наконец, для появления тревожности надо остро переживать свои неудачи, не пытаясь их анализировать и не разрабатывая стратегий поведения на случай, если такая ситуация повторится.

И хотя с состоянием тревоги доводилось столкнуться каждому, ее действие проявляется по-разному. На одних она действует парализующе, вызывая состояние беспомощности, а других заставляет активнее искать выход из ситуации. Строго говоря, тревожность задумана природой как механизм адаптации. Она служит сигналом того, что старые способы защиты от угрозы, похоже, не действуют, и пора искать что-то новенькое. А потому паниковать при поступлении такого сигнала – не наш метод.

Что делать?

- Вербализировать проблему. Когда удается сформулировать то, что вас беспокоит, предмет тревоги принимает менее угрожающие размеры. Главное – не поддаваться искушению заменить причину на следствие. Допустим, у вас трясутся поджилки при мысли о завтрашнем выступлении на совещании. Боитесь, что будете мямлить и заикаться? Что в этом ужасного? – а то, что это будет неправильно воспринято окружающими. Они подумают, что вы неуверенны, а то и некомпетентны. А вы и вправду немного это самое… Вот мы и докопались до того, что вы боитесь не завтрашнего совещания, а обнаружения собственной некомпетентности.

- Понять, в чем состоит конфликт. Теперь сформулируем это более кратко: противоречие в том, что человек привык воспринимать себя как компетентного, в то время как в его знаниях или навыках есть очевидные пробелы.

- Оценить реальные обстоятельства, а не свои тяжелые предчувствия. Чем вы себе докажете, что ваши страхи не беспочвенны?

- Разработать план эвакуации из критической ситуации. «Выдернуть шнур, выдавить стекло» - но только применительно к беспокоящей вас проблеме.

- Выпить успокоительного – чтобы мирно спать и не ворочаться.

Светлана Малевич