Почему не получается экономить

Говорят, экономить, это – несложно. Надо лишь проанализировать свои расходы и понять, в чем можно себя ограничить.

За кадром остаются вопросы: хочется ли себя ограничивать, чем компенсировать страдания «ограниченного» и как избавиться от жалости к себе. В остальном все, действительно, элементарно.

Окончательный анализ

На первом этапе отсекаются нетерпеливые. Поскольку задача, стоящая перед начинающим «экономом» хоть и тривиальна, но требует дотошности. Придется фиксировать все свои траты.

Как это делать – дело личное: хоть в блокнотике, хоть в электронном виде. Если вы совершенный зануда, то специальная программка в конце отчетного периода выведет для вас диаграмму, на которой наглядно будет изображено, сколько денег сжирается на бензин, сколько на еду, сколько на булавки.

Диаграмма (или список трат) – хорошо, но мало. Это всего лишь подготовительный этап. На основе полученного списка придется сделать выводы о том, в каком месте можно урезать себе финансирование. И тут нас подстерегает немало сложностей.

Прогноз был слишком оптимистичен 

Есть такой анекдот: «Как заработать свой первый миллион? – Ничего не есть и триста лет работать ночным сторожем». Поэтому заметим сразу: крайне оптимистичные планы, вроде: ужинать можно по друзьям, а одежду покупать в сэконд-хэнде, заранее обречены на провал. Это стратегия прирожденных халявщиков – а они вообще-то не экономят, они так живут.

Для удобства обычно предлагается разбить собственную жизнь на несколько сфер. Помимо традиционных – «квартплата», «питание», «проезд», желательно ввести – «друзья и родственники» (например, чтобы не метаться перед Новым годом из-за того, что неоткуда взять деньги на подарки), «здоровье», «отдых». Любимое домашнее животное, опять же, постоянно что-то пожирает. И совсем неплохо иметь рубрику под названием «форс-мажор»: проще говоря, конверт с заначкой на всякий пожарный.

И снова мы упираемся в то, с чего начали: даже понимание того, в каких областях мы можем ужать расходы, не является гарантией того, что у нас получится экономить. В игру вступают чисто психологические причины.

Что мешает экономить

О природе дешевых вещей

Переходить на потребление более дешевых товаров нелегко. Приходится отгонять от себя мысли об ухудшающемся качестве жизни (даже если покупать примерно те же продукты в супермаркете более низкого пошиба). Или о том, что теперь мы тратим больше времени на выискивание приличных вещей в стоковых магазинах.

Но фокус в другом: в наших глазах символическая ценность дешевой вещи невелика. Общество потребления подспудно приучило нас к тому, что дорогой покупкой следует гордиться – ведь я смогла себе это позволить. А потому вещь ценою в рубль воспринимается более неказистой, нежели вещь ценою в три рубля. Надо это как-то компенсировать? Надо. Мы увеличиваем в закромах количество вещей ценою в рубль: превышаем определенные финансовые лимиты за счет количества и оказываемся владельцами вороха несусветного барахла.

Мы попали не туда

Другое заблуждение свойственно не слишком обеспеченным людям, стремящимся стать героями «истории успеха»: они ставят себе слишком высокие задачи, игнорируя неудовлетворенные базовые потребности. Как говорят про малолетних «женатиков» - не нагулялись еще. То же самое, увы, можно сказать про не нагулявшихся потребителей.

Возьмем, допустим, благородную цель стать владельцем личного (и притом приличного) автотранспорта. Кто, спрашивается, дольше продержится в режиме экономии? Тот, кто имеет определенный резерв в виде налаженного быта, хорошей одежды, отдыха на островах – или тот, кто в глаза всего этого не видел, но страшно хочет попробовать?

У нас так не принято

Во французском языке существует такое устойчивое словосочетание «savoir-vivre», означающее в том числе и умение выкручиваться в быту так, чтобы это не было заметно. Преобразить платье пятилетней давности при помощи платка, приготовить ужин из креветок, листа капусты и сковородки – это повод для гордости.

Скажете, французы – известные жмоты? Ну, просто такой стереотип базируется на различии жизненных подходов. Французам действительно не свойственно демонстративное потребление, они привыкли хвастаться в узком кругу не как они фукнули, а наоборот, как ловко сэкономили.

Другое дело – у нас. Рассказы в жанре «ловко сэкономил» могут вызвать жалость к повествователю. Но рассказы – только вершина айсберга. Дело в том, что образ жизни экономящего может начать радикально не соотноситься с образом жизни его окружения. То есть, можно себе отказать в пятничном шатании по кабакам, может быть, даже не очень-то и хотелось, но что делать, если «все наши люди» собираются по пятницам в определенном кабаке? Или что делать, если отдых ниже заявленного уровня считается недостойным белого человека? Получается, что мы принимаем решение экономить, но отказываемся от него из-за норм нашего окружения.

Светлана Малевич