Мифы о деньгах, мешающие жить

Деньги для вас – это всего лишь деньги? Не преуменьшайте. Все мы мифологизируем деньги, наделяя их разными смыслами и возможностями. Но каждый делает это по-своему. Для одних деньги – зло, для других – развитие, для третьих – власть, для четвертых – несправедливость. Но главное в том, что мы не наделяем деньги каким-то одним смыслом: таких смыслов всегда несколько, и зачастую они вступают в конфликт. Это вносит смятение в умы и еще сильнее запутывает наши и без того непростые отношения с деньгами.

Психологи Е. Горбачева и А. Купрейченко решили исследовать, как глубинные представления о деньгах могут отразиться поведении и уровне доходов. Но поскольку вопросы, связанные с заработками и уровнем благосостояния, продолжают считаться в нашем обществе не слишком подходящими для обсуждения, проводить исследование пришлось не совсем обычными методами.

Психологи собрали почти 200 человек разного возраста и профессий и попросили их заполнить опросники, в которых деньги связывались с ключевыми ценностями и явлениями, как негативного, так и позитивного толка (власть, любовь, свобода, здоровье, справедливость, и т.д.). Кроме опросника, всем участникам эксперимента было предложено сочинить сказку, в которой бы фигурировали деньги. И, наконец, провели анализ ассоциаций, возникающих в связи с деньгами. Как выяснилось в результате, существует семь возможных типов восприятия денег.

Тип первый: о них уже позаботились

(18% опрошенных)

На первый взгляд, люди, принадлежащие к этому типу, исключительно гармоничны. Они больше всех прочих удовлетворены своим материальным положением, они воспринимают деньги исключительно в позитивном ключе – как «добро» и «свободу».

В их представлениях деньги не связаны с властью, а только с созиданием, развитием и любовью. Представители данного типа ориентированы на работу, учебу, заботу о других.

Настораживает одно: в сказках, сочиненных этими людьми, нет никакой информации об источниках заработка. Ларчик просто открывался: деньги представляются «добром и свободой» тем, чей заработок не является основным источником дохода семьи – студентам и молодым женщинам (именно они составили основной костяк этой группы). Если что-то разразится, сторонники «добра и свободы» вряд ли окажутся готовы самостоятельно себя обеспечивать. А по поры до времени – у них все в порядке.

Вывод первый: деньги считают добром те, кто самостоятельно их не очень-то зарабатывает.

Тип второй: социалисты в мире зла

(снова 18% опрошенных)

Людей, входящих в состав этой группы, можно назвать социалистами-идеалистами. Им важно иметь хорошую репутацию в глазах окружающих, приносить людям пользу и получать за это достаточное вознаграждение. С последним пунктом, видимо, у них наибольшие сложности: представители этого типа  меньше кого бы то ни было удовлетворены своим материальным положением. Они считают, что деньги дают свободу, но ввиду их постоянной нехватки, деньги объявлены злом. Однако необходимость постоянно иметь дело с «абсолютным злом» вызывает в жизни представителей этого типа сильнейший внутренний конфликт. На сознательном уровне с деньгами все ясно: с ними ассоциируется все самое гнусное – несчастья, проблемы, подхалимство, зависть, скука. Зато на подсознательном уровне у представителей этого типа сильна тяга к удовольствиям, комфорту, независимости, которые, как несложно догадаться, могут им обеспечить только деньги. То есть, зло.

Получается замкнутый круг. Который невозможно разорвать, пока не принять тот факт, что улучшение личного благосостояния не вызывает презрения окружающих.

Вывод второй: презирают деньги те, кому их постоянно не хватает.

Тип третий: транжиры с запросами

(5% опрошенных)

Это самая малочисленная группа, у которой деньги вызывают сплошь негативные ассоциации: несправедливость, нетерпимость, зависимость. На вопрос: «Почему?» исчерпывающий ответ дают сказки, сочиненные представителями этого типа. Выясняется, что для героев зарабатывать – дело напрасное, имеющиеся деньги расходуются впустую или стремительно испаряются. Персонажи тратят больше, чем имеют, никак не могут остановиться, денег не хватает на удовлетворение базовых потребностей, в результате образуется обида на мир, который им «недодал».

Иными словами, для представителей этого типа характерно либо неумение зарабатывать, либо полное неумение разумно обращаться с деньгами. Конечно же, сами они отказываются это признавать. 

Вывод третий: жизнь не по средствам никого еще не сделала счастливым. Вы все равно не станете состоятельнее, если будете тратить «как богатые».

Тип четвертый: за место под солнцем надо сражаться

(20% опрошенных)

Это самая крупная группа среди опрошенных. Это люди, которые готовы работать и зарабатывать, более того: они ориентированы на приобретение крупного капитала, преодоление препятствий и сберегающее поведение. Для них деньги являются гарантией безопасности, власти и избавления от тревоги. Но есть одна настораживающая деталь: в сказках, сочиненных представителями данного типа, присутствует на удивление много глаголов, связанных с агрессией, конфликтами и борьбе за ресурсы. Иными словами, ресурсов на всех не хватает, и люди, готовые сражаться за них с другими, уверены, что в случае победы они окажутся в одиночестве и изоляции. Но они к этому готовы.

Вывод четвертый: если вы разбогатели – готовьтесь стать одиноким.

Тип пятый: счастье все-таки есть

(13% опрошенных)

Про этих людей известно немногое. Во-первых, то, что они в целом удовлетворены своим материальным положением. Во-вторых, что они имеют умеренные материальные притязания, рационально используют средства. Плюс ко всему – ответственны, терпимы к окружающему миру и в решении финансовых вопросов. Кто они такие? Почему лишены внутренних конфликтов? Большой вопрос.

Вывод пятый: в мире еще остались сокровенные тайны и не до конца изученные явления.

Тип шестой: не имей 100 рублей, а имей 100 друзей

(16% опрошенных)

Вторая по численности группа (после тех, кто готов сражаться за место под солнцем) состоит скорее из мужчин, нежели из женщин. Эти люди воспринимают деньги как источник свободы и радости до поры до времени: пока не будут до конца удовлетворены их базовые потребности. Эти люди убеждены, что как только у человека заводятся лишние деньги, они сразу же становятся «злом». Неудивительно: у представителей данного типа самая низкая тенденция к накоплению, очень невысокий уровень материальных притязаний. Зато представители данного типа сильно ориентированы на «социальный капитал»: дружбу, хорошие отношения с окружающими, взаимопомощь. Весьма вероятно, что  при таком подходе сторонники социального капитала никогда не станут состоятельными. Но с другой стороны, они к этому и не стремятся.

Вывод шестой: в некоторых случаях 100 друзей с успехом заменяют 100 рублей. Серьезно задуматься стоит только тогда, когда у мужчины нет ни друзей, ни денег.

Тип седьмой: иногда банан – это просто банан

(10% опрошенных)

Для этих людей деньги существуют вне всяких моральных категорий. Деньги –просто платежное средство, и обсуждать тут нечего. При таком максимально прагматичном подходе не может быть и речи о каких-то конфликтах, связанных с деньгами. Единственное, что настораживает: столь прагматический подход может привести к неразборчивости в выборе средств и к нарушению нравственных норм при взаимодействии в финансовых вопросах.

Вывод седьмой: если у человека нет моральных конфликтов, может, у него просто нет морали?

Елена Уварова