Модернизация по Хренову
Уходящий 2010 год стал поистине судьбоносным для отечественного здравоохранения. В течение нескольких месяцев усилиями Минздравсоцразвития был подготовлен и принят ряд важнейших законов, призванных изменить основные принципы системы оказания медицинской помощи населению РФ. В планах министерства создание в России дееспособной системы медицинского страхования, тотальная информатизация учреждений здравоохранения, возрождение отечественной фармацевтической промышленности и многое другое. Вне поля зрения реформаторов пока что остаются зарплаты врачей.
Лекарства и полномочия
Лекарства для министерства
15.01.2010
Публичное несогласие
07.02.2010
Стремительным домкратом
13.04.2010
Первым в прошедшем году достижением Минздравсоцразвития РФ стал новый "Закон о об обращении лекарственных средств", предусматривающий введение в России государственного регулирования цен на важнейшие медикаменты, изменение порядка регистрации лекарств и передачу ряда полномочий по контролю фармацевтического рынка, ранее закрепленных за Росздравнадзором, самому министерству. Обсуждение нового законопроекта было тяжелым: фармацевтические компании, общественные организации, независимые эксперты в один голос обвиняли авторов законопроекта во всех смертных грехах и предрекали неизбежный коллапс рынка лекарств в случае принятия документа. Критиков Минздрава даже приглашали в Государственную Думу: итогом этого обсуждения стала жесткая отставка главы Росздранвдзора Николая Юргеля за "публичное выражение несогласия" с основными положениями законопроекта.
Закон о лекарствах вступил в силу 1 сентября 2010 года. Краха фармацевтического рынка не случилось, а цены на жизненно важные лекарства, по данным Минздрава, несколько снизились. Впрочем, окончательно дела с лекарственным регулированием пока не наладились. Так, организаторы клинических испытаний жалуются на трудности с получением разрешений на клинические исследования и на ввоз в Россию ряда медикаментов, что может привести к срыву уже идущих исследований. Пациентские организации, в свою очередь, критикуют новую версию перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (ЖНВЛП), которому отведена важнейшая роль в законопроекте.
По версии Минздрава, трудности с разрешительной документацией носят временный характер: ведомство просто не успело разобраться с огромным количеством бумаг, поступивших в него после передачи полномочий Росздравнадзора. Что касается недовольных перечнем ЖНВЛП, то у министерства есть серьезные сомнения в неангажированности борцов за права пациентов.
Таблетка от брака
Межведомственным переделом полномочий и ограничением цен инновации в области лекарственной политики не ограничиваются. Новый закон о лекарствах официально устанавливает окончательные сроки обязательного перехода отечественных фармацевтических предприятий на международные стандарты надлежащей производственной практики (GMP): это должно случиться не позднее 1 января 2014 года. В настоящее время подавляющее большинство отечественных производств этим стандартам не соответствует. В течение ближайших двух лет им предстоит либо найти деньги на дорогостоящую и сложную реорганизацию производства, либо уйти с рынка лекарств. Тем не менее, в соответствии с утвержденной правительством программой развития российского фармпрома, к 2020 году доля лекарств отечественного производства на российском рынке должна составлять не менее 50 процентов. Особое внимание предполагается уделить локализации производств лекарств из перечня ЖНВЛП – для этого определен список из 57 стратегически важных для России препаратов.
Искусство разведения
Некоторые контуры обновленного отечественного фармпрома просматриваются уже сейчас. Вот, например, продукция компании Materia Medica, в течение нескольких лет успешно реализовывавшаяся в России в качестве гомеопатических средств. Вскоре после вступления в силу нового закона о лекарствах внезапно выяснилось, что отныне препараты Materia Medica ("Анаферон", "Импаза" и ряд других) зарегистрированы в качестве полноценных лекарств, и могут продаваться без каких-либо упоминаний о своем гомеопатическим происхождении. Еще один известный отечественный препарат, "Арбидол", используется в России с начала 90-х годов прошлого века и не первый год значится в перечне жизненно важных лекарств. Согласно неоднократным заявлениям представителей Минздрава, критерием включения в данный перечень является наивысшая степень доказанности клинической эффективности. Ближе к концу текущего года, однако, было заявлено, что веских доказательств эффективности "Арбидола" до последнего времени не было. Но это можно исправить. По словам главного фармаколога Минздрава Владимира Петрова, масштабное исследование, доказывающее, что препарат действительно является эффективным, будет опубликовано в ближайшее время. К слову, и "Арбидол", и препараты Materia Medica производятся в полном соответствии со стандартами GMP, так что судьба их после 2014 года представляется абсолютно безоблачной.
Страхование и информатизация
Будем застрахованы
Еще одно важнейшее начинание Министерства здравоохранения и социального развития – разработка нового закона "Об обязательном медицинском страховании". После некоторых проволочек законопроект был окончательно принят в ноябре 2010 года. Итогом реализации законопроекта, по замыслу разработчиков, станет появление единой для всех регионов системы медицинского страхования, гарантирующей равный доступ к медицинской помощи для жителей всех регионов страны. Новая система ОМС должна стать конкурентной: участвующим в ней медицинским учреждениям и страховым компаниям придется бороться за благосклонность пациентов. Наконец, новая система будет экономной. Универсальность и прозрачность тарифов ОМС, единая система учета оказанных медицинских услуг, и единая база данных застрахованных граждан позволят избежать необоснованных расходов. В то же время реальная возможность выбирать наиболее подходящее медицинское учреждение, в том числе и с учетом листов ожидания, позволит оптимизировать использование ЛПУ по всей стране.
Недоношенные сети
Реализация этих планов требует объединения российских медицинских учреждений в единую информационную сеть, дающую возможность обмениваться данными об обладателях электронных полисов ОМС и оказанных им услугах, историями болезни, результатами исследований, свободных койках в стационарах и так далее. Однако с информатизацией здравоохранения в прошедшем году возникли достаточно неожиданные сложности. После того, блогеры усмотрели признаки коррупции в условиях трех важных тендеров департамента информатизации Минздрава на общую сумму более 100 миллионов рублей, их пришлось срочно отменить. Вслед за этим в отставку по собственному желанию ушел и глава департамента Олег Симаков. Отмененные тендеры министерство пообещало провести позже. Как скажется эта досадная отсрочка на сроках реализации других завязанных на информатизацию планов ведомства, пока неизвестно.
Капремонт
Поэтапная реализация новых законопроектов должна сопровождаться исполнением программ модернизации региональных систем здравоохранения. В течение ближайших двух лет на это предполагается потратить 460 миллиардов рублей. Эти средства, как рассчитывает правительство, поступят в федеральный бюджет в результате повышения взносов работодателей в ФФОМС с 3,1 до 5,1 процента с 1 января нового 2011 года.
Основные мероприятия в рамках модернизации регионального здравоохранения - это ремонт и переоснащение медицинских учреждений, а также их информатизация. Сейчас состояние региональной медицины иначе как плачевным не назовешь. По данным Минздрава, в капитальном ремонте нуждаются в общей сложности 11,44 тысячи построек, в которых размещены медицинские учреждения. При этом 57 процентов имеющегося в них медицинского оборудования используется более 10 лет.
Одновременно в России продолжается возведение центров высоких медицинских технологий, которое, правда, первоначально планировалось завершить еще в 2010 году. Вместо 13 центров были сданы четыре: в Хабаровске, Красноярске, Челябинске и Тюмени. Остальные будут достроены в течение следующего года. На эти цели из бюджета выделено дополнительно 13,72 миллиарда рублей.
В течение наступающего года планируется также завершить создание всероссийской сети региональных перинатальных центров. Сейчас их построено только четыре, к 2012 году в эксплуатацию должны быть введены еще 20. Это позволит перейти по всей стране к новой, трехуровневой системе родовспоможения, с распределением рожениц в зависимости от группы риска в районные, областные роддома, либо в региональные перинатальные центры. В результате в России станет обязательным стандарт ВОЗ по обязательному выхаживанию недоношенных младенцев с весом более 500 граммов.
Испорченный телефон
Таким образом, в реформу здравоохранения вкладываются очень значительные, по российским меркам, средства. Тем не менее, в плане реформы наметился один немаловажный пробел: оклады врачей. Не так давно министр Татьяна Голикова заявила, что с введением новой системы ОМС зарплаты в здравоохранении вырастут в среднем на 35 процентов в течение двух лет. Много ли это, если учесть, что сейчас оклад специалиста приблизительно равен прожиточному минимуму?
Согласно рейтингу, составленному в июле 2010 года, средний уровень дохода медработников (и это с учетом надбавок в отдельных "богатых" регионах) составляет в России 15,824 тысячи рублей. По уровню оплаты труда работники сферы здравоохранения занимают в рейтинге 23 место из 30.
История с Иваном Хреновым, рассказавшим Путину о "показухе" в областной больнице, в этом смысле весьма показательна. Чиновники от здравоохранения близко к сердцу восприняли неосторожные слова врача о "демонтаже оборудования" после визита премьера. В результате, несмотря на запоздалые пояснения виновника скандала о том, что он говорил об оргтехнике, а не о томографах, комиссия Минздрава отправилась в Иваново и установила, что все дорогостоящее медицинское оборудование в больнице стоит на месте и используется по назначению.
Свидетель из Иваново
Между тем, тысячи врачей выражали коллеге из Иванова благодарность за его слова о нищенских зарплатах. В этой части Хренова опровергнуть непросто, хотя робкие попытки все же были предприняты. Как установила министерская комиссия, средняя зарплата врача в ивановской больнице составляла целых 18,1 тысячи рублей. Правда, с учетом коэффициента совмещения, который составляет в медицинском учреждении 1,89. Хренов, который работает в другой ивановской больнице, в разговоре с Путиным привел в пример свой среднемесячный доход – 14 тысяч при работе на 2,5 ставки. Комиссия Минздрава усмотрела в этом расхождении подтасовку фактов. Удивительная зоркость.
Тем не менее, вопрос с зарплатами врачей, судя по всему, не закрыт. Из пояснений Хренова следует, что его звонок на "прямую линию" с Путиным готовился заранее, а после разговора премьер перезвонил ивановскому врачу, чтобы выразить ему поддержку. Однако недовольство материальным положением врачей глава правительства высказывал и до "прямой линии". Возможно, дело в выборах в Госдуму, назначенных на декабрь 2011 года, или в президентских выборах, которые состоятся весной 2012 года. Так или иначе, ситуацию с зарплатами медработников необходимо менять. В противном случае велика вероятность, что через пару лет, когда модернизация здравоохранения войдет в завершающую фазу, работать в отремонтированных и переоборудованных больницах будет некому.