О шопинге с любовью

Я вхожу, оглядываюсь и сладострастно выдыхаю: «Фигняяяя». То есть, как раз то, за чем я сюда явилась. Изогнутые ложечки для меда, яркие монохромные керамические блюда, мелкие штучки для неочевидного улучшения интерьера, подставочки под горячее, светильники. На то и шопинг, чтобы 80 процентов покупок составляла фигня: ведь она у нас – и цель, и средство.

Переделка себя

Есть два принципиальных подхода к шопингу. Первый состоит в том, чтобы твердо верить: каждая купленная вещь непременно изменит твою жизнь к лучшему. Стоит выйти из подъезда в свежеприобретенных джинсах – и все упадут (и, надо полагать, будут падать в течение всего твоего маршрута). Достаточно оформить «Тойоту» в кредит – и счастье неизбежно.

Надо ли говорить о том, что это очень инфантильный подход? Надо ли говорить о том, после очередной покупки принципиально ничего не меняется? Не улучшаются отношения с близкими, не увеличивается самоуважение, и даже никто не бросается предлагать престижную работу. Жизнь – не настолько примитивная штука, чтобы ее можно было наладить при помощи десятка-другого обновок. А люди, возлагающие на них большие надежды, – первые кандидаты в шопоголики и невротики. Их логику упрощенно можно объяснить так: если одни вещи не принесли ожидаемого эффекта, то надо попробовать, как сработают другие.

Повторять можно до бесконечности. Философский камень, например, искали несколько столетий – и тот не нашли. К сожалению, реально изменить жизнь женщины может крайне ограниченное число вещей, а именно:

  • Посудомоечная машина
  • Устройство для нуль-транспортировки
  • Неудачная пластическая операция

Все прочее – блажь. И те, кто это осознает, используют другой подход к шопингу.

Побыть другим

Шопинг – это простое и ни к чему не обязывающее пребывание в выдуманном мире. Ровно за тем же самым люди читают беллетристику, представляют себя на месте героев любимых фильмов, фантазируют, калякают гелевой ручкой фигурки и узоры в уголке листа. Путешествие по выдуманному миру не приносит никаких выгод, не делает тебя лучше, умнее и эффективнее; но оно снимает напряжение, расслабляет, и дает кратковременное забвение.

Начинать такое путешествие дешевле и безопаснее всего в отделах, посвященных домашнему быту. Ведь нам же хочется жить в уютном и светлом доме, желательно загородном? Тогда поехали.

Набор из шести черно-белых тарелок с этническим узором. Тарелки расставлены на круглом столе, посередине – букет астр. Яркое солнце. Веранда. В руках – полукруглая миска с салатом, слышны голоса гостей. Слегка отодвигаем вазу с астрами, ставим салат на стол и отправляемся на кухню посмотреть, как там горячее. Кухня выглядит так… Ну, вы поняли.

Кстати, вовсе не обязательно «другая жизнь» должна быть непременно богаче и красивее имеющейся. Нет, она просто посвящена тому, в чем на текущий момент ощущается недостаток. Можно, например, с успехом осуществлять шопинг-тренировку в магазинах канцтоваров, представляя, что у вас есть интересная работа. Вот для нее и предстоит прикупить маркеров, разноцветной бумаги, забавных ручек (строго говоря, всего, чего так не хватало в детстве). А пока выбираешь, с удовольствием воображать себе эргономичный кабинет, книжные полки, уже прочитанные, а не отложенные на потом, пособия по развитию, телефонные звонки от единомышленников (а не те звонки, от которых содрогаешься) – в общем, светлую и хорошо отлаженную профессиональную жизнь. Не будем уточнять, в чем она заключается.

Чур, я в домике

Большого вреда от покупок «для другой жизни» не будет. Тарелки с этническим узором можно приспособить на имеющейся кухне, ручки-маркеры-стикеры тоже без работы не останутся. Дело немного в другом. В балансе. Конечно, путешествуя по выдуманному миру, мы отвлекаемся от текущих проблем. Но систематические путешествия такого рода, давая успокоение, отвлекают от того, чтобы заниматься реальными изменениями своей жизни. Даже на то, чтобы подумать, что можно было бы изменить, остается все меньше сил. Да и зачем, если на данный момент гораздо приятнее спрятаться в воображаемый пряничный домик в отделе бытовых товаров? Никакое реальное путешествие все равно не сравнится с путешествием мечты.

Вместо послесловия

То, что шопинг кратковременно улучшает настроение – уже научный факт. Это связано с выбросом дофамина, следствием которого является возбуждение и ощущение удовольствия. Однако результаты ряда исследований гласят, что выброс дофамина связан не столько с самим опытом, сколько с его предвкушением. Этим можно объяснить человеческое пристрастие к шопингу.

 

Александра Изотова