Практический интеллект: умные налево, общительные направо

Многие сталкивались с такой ситуацией: ребенок на уроках математики щелкает задачки как орешки, но оказывается явно непригоден к тому, чтобы сделать в магазине покупки по списку, врученному мамой. Назревает вопрос: зачем ты, братец, математику учишь, зачем решаешь задачки с такой легкостью, если обсчитать тебя – пару раз плюнуть?

С возрастом наш школьник, конечно, освоит искусство ходить по магазинам. При этом он все так же бойко будет возводить числа в степень и делить полученное на 13. Но, черт возьми, как бы ему в реальной жизни применить этот навык? И тут неизбежно начинаются разговоры о том, что, дескать, из информации, полученной нами в школах-институтах, в жизни и в карьере нам пригождается не более 5%. А с другой стороны баррикад мгновенно поступают возражения: если бы нас учили только тому, что нужно в повседневной жизни – мы бы были беспросветно тупы, а фундаментальная наука исчезла бы с лица земли.

Но к вопросу можно подойти и с другой точки зрения: есть теоретическое знание – и есть практические навыки. Психологи используют понятие «практический интеллект», который имеет такое же право на существование, как общий интеллект или как математическая одаренность.

Если говорить упрощенно, то практический интеллект – это умение ориентироваться в социуме, ладить с людьми и решать задачи прикладного, реального свойства. Считается, что люди с развитым практически интеллектом умеют хорошо понимать поведение других и собственные мотивы, быстро умеют налаживать контакты с окружающими и в своей деятельности нацелены на результат.

В качестве образца практического интеллекта разными исследователями выдвигались: полководец (желательно, поработивший империю), менеджер – в смысле грамотный управленец и, наконец, (а вот это неожиданность) – мудрец.

Менеджер, мудрец и полководец

Откуда взялся полководец, догадаться несложно: кому как не ему нужно было заниматься стратегией и тактикой, а также держать в голове сонм гораздо более мелких вопросов порабощения империи. В сущности, менеджер – это полководец, выродившийся в процессе эволюции. Глобальная стратегия ему, скорее всего, не понадобится, зато умение контактировать с людьми и держать в голове десяток дел, требующих немедленного завершения, – всегда пожалуйста.

Словом, предположив, что менеджер (или любой успешный управленец) является ярким носителем практического интеллекта, исследователи взялись за изучение навыков и приемов их работы. Так, например, Дж. Котер исследовал примерно 500 менеджеров из десятка американских крупных корпораций, чтобы вывести качества, которые окажутся общими для их успешной деятельности. Выяснилось, что всем им были свойственны такие навыки, как:

- способность ставить цели и работать в условиях информационной неопределенности;

- умение планировать свою работу и грамотно расставлять приоритеты;

- способность держать под контролем несколько видов деятельности;

- умение создавать и поддерживать деловые отношения.

Список любопытен тем, что все эти ключевые признаки практического интеллекта легко поддаются тренировке. Так, например, первые три можно развить с помощью небезызвестной техники getting things done, созданной, кстати, американским топ-менеджером.

В дальнейшем тема социального интеллекта и его связи с менеджерами была раскрыта более полно: оказалось, что успешному управленцу необходимо быть восприимчивым к информации, уметь создавать долгосрочные и вместе с тем реалистичные планы, а также быть способным реализовать решение (а, не бросать его, допустим, на полпути).

Да вы мудрец, какой вы менеджер!

Впрочем, часть исследователей решила не циклиться на банальном и отошла от менеджерской тематики, предположив, что гораздо более ярким показателем практического интеллекта является не способность общаться и разруливать делишки, а простая человеческая мудрость.

Оставим в покое ассоциацию «мудрец – это отшельник». Если попытаться спрогнозировать, как мудрый человек должен действовать в обществе, то получится, что он, как минимум умеет ладить с людьми и принимать жизнь такой, как она есть (назовем это умением адаптироваться к обстоятельствам).

Психологи Брент и Уотсон, занимавшиеся феноменом мудрости, дополнили этот список: мудрецу пригодится чувствительность к вербальным и невербальным сигналам, гибкость в контактах с людьми, умение выстраивать вокруг себя гармоничное социальное окружение, умение делиться своим опытом (не вызывая отторжения у тех, с кем делишься) и способность принимать жизненные противоречия. Такой подход уже куда меньше оперирует свойствами, которые можно в себе «натренировать» с нуля.

Портрет мудреца в интерьере

Еще один психолог, Роберт Стернберг, решил понять, что мы вкладываем в понятие «мудрость». Проведя опросы на большой выборке, он выяснил, что для описания мудрости люди используют шесть фундаментальных качеств.

  1. Умение размышлять – так, чтобы это приводило к решению конкретных проблем.
  2. Сообразительность и проницательность. Имеется в виду, что мудрый человек должен понимать других, учитывать их интересы, оставаясь при этом порядочным человеком.
  3. Восприимчивость к информации. Мудрый человек не костенеет в своих убеждениях, способен обучаться, анализировать ошибки, а также умеет передать свой опыт другим.
  4. Умелое использование полученной информации: знания и опыт не должны лежать теоретическим грузом.
  5. Рассудительность, трезвый расчет. Здесь речь идет о том, чтобы знать пределы своих возможностей – плюс семь раз отмерить перед тем как отрезать.
  6. Проницательность и оригинальность мышления. А для этого понадобится не только интуиция, но и нетипичное восприятие мира, умение читать между строк и смотреть в глубь вещей.

Вот и все, что вкратце можно сказать о практическом интеллекте. Предвосхищая вопрос: нет, психологи еще не научились «диагностировать» мудреца, да и вряд ли такая задача стоит. Но, держа все вышеперечисленные характеристики в голове, можно с успехом просчитать, каких качеств не хватает лично вам для того, чтобы жить в ладу с собой и с окружающими.  И что важно, наличие практического интеллекта совершенно не отменяет способностей к высшей математике и другим фундаментальным дисциплинам.

Елена Уварова