Синдром пришельцев с другой планеты

Чудаки, зануды, странноватые – часто за такими ярлыками скрываются реальные врожденные отличия, имеющие как свои сильные, так и свои слабые стороны.

Еще в 1940-х годах австрийский психиатр Ганс Аспергер описал детей, у которых возникают большие проблемы в общении, несмотря на нормальный, а иногда даже очень высокий интеллект. Сам Аспергер называл их «маленькими профессорами». Несмотря на то, что работал Аспергер давно, понятие «синдром Аспергера» стало активно использоваться только в последние годы, и большинство людей, даже специалистов, не знают о нем. Синдром Аспергера – это часть так называемого «аутичного спектра». Но если сам аутизм связан с сильной задержкой речи и бросающимися в глаза отличиями, то синдром Аспергера – это что-то вроде аутизма в очень «мягкой» форме.

С детства люди с синдромом Аспергера чувствуют, что они очень сильно отличаются от других. Многие в своих историях говорят, что воспринимают себя пришельцами с другой планеты, которым приходится разбираться в непонятных обычаях землян. Их отличия также редко принимаются другими: например, подавляющее большинство детей с синдромом Аспергера подвергаются систематической травле в школе.

При этом у многих из них интеллект выше среднего и сильно развито логическое мышление. Например, вполне вероятно, что синдром Аспергера имелся у Альберта Эйнштейна, бывшего двоечником в школе и известного нелюбовью к социальным мероприятиям, а также у многих других известных людей прошлого.

Причина синдрома Аспергера, как и всех вариаций спектра аутизма, – врожденные генетические особенности. Согласно последним данным, принадлежность к аутичному спектру определяется несколькими генами. Это не заболевание, которое можно или нужно «вылечить» или «исправить» – это часть личности человека, имеющая свои плюсы и минусы.

Чувства и чувствительность

Люди с синдромом Аспергера обладают восприятием, отличным от большинства людей. Различия в мышлении и трудности в общении главным образом связаны с тем, что информация от органов чувств обрабатывается ими по-другому.

У каждого человека с синдромом Аспергера есть свои особенности чувств. Например, некоторые слишком чувствительны к резким звукам, другие – не выносят мигания лампы, которое никто кроме них не замечает, третьи – не могут понять, когда они голодны, а когда нет.

Слишком длительное воздействие на органы чувств приводит к «сенсорной перегрузке» – человек теряет способность работать, становится раздражительным или, наоборот, впадает в ступор. Человеку с синдромом Аспергера важно научиться управлять объемом сенсорной информации, чтобы избегать перегрузок и вовремя восстанавливаться.

Социальная слепота

Большинство людей во время общения 95-97% информации получают от «языка тела» и интонаций другого человека, хотя и не осознают этого. Люди с синдромом Аспергера «слепы» по отношению к чужим жестам и оттенкам речи, поэтому замечают только то, что было сказано, причем в буквальном смысле. Например, человек может не чувствовать чужих телесных границ и стоять слишком близко, буквально «нависая» над собеседником, и вызывая у того раздражение.

Любые социальные ситуации, особенно незнакомые, вызывают у такого человека «сенсорную перегрузку», истощение. Другие люди в буквальном смысле «грузят» их, не потому что они чем-то несимпатичны, а просто потому, что общение нагружает органы чувств. Так что вечеринка у друга или поход в ночной клуб для большинства людей аутичного спектра – это не способ досуга, а настоящая пытка.

«Я всегда знала, что следую какому-то другому ритму. Я просто не знала почему. Не зная и не понимая почему, я чувствовала себя неадекватной. Я прожила с этим 40 лет моей жизни. Я так устала от того, что мои родители, и все родственники и все общество продолжают мне говорить снова и снова, что я должна измениться. Но я не должна! Что это будет за мир, если мы все будем одинаковыми? Я снова открыла для себя радость в своем отличии от других. Иногда оно действительно причиняет боль. В этом нет сомнений. Но я действительно надеюсь, что все больше людей будут понимать, что многие люди не воспринимают информацию и не смотрят на мир так, как они».

А. Махари, американка с синдромом Аспергера.

Люди с синдромом Аспергера не воспринимают те неписанные социальные законы, которые мы усваиваем по опыту. Это как раз те люди, которые как в известном анекдоте, на вопрос «Как дела?» начинают действительно рассказывать как у них дела. А если им сказать «Звони в любое время», могут позвонить в три часа ночи с чистой совестью. Полное неумение понимать намеки и «читать между строк» – осложняет отношения с окружающими, но необходимо помнить, что оборотная сторона этого – честность и прямолинейность. Многие люди с синдромом Аспергера вообще не умеют лгать, и опасаться интриг с их стороны тоже не приходится.

Неведомый акцент

Поскольку люди с синдромом Аспергера плохо распознают тон голоса у других, они не усваивают эмоциональные интонации в детстве, и их собственные голоса часто кажутся жесткими или бесстрастными, просто потому что в них отсутствует привычная эмоциональная окраска. Очень часто человек при этом говорит на родном языке «с акцентом» – кажется, что он иностранец, хотя не понятно какой национальности.

Также у людей с этим синдромом может быть странная, например, «прыгающая» походка, необычные жесты и отсутствие привычного «языка тела». Все это не значит, что эти люди не испытывают сильных эмоций или равнодушны к чувствам других. Совсем наоборот, многие люди с синдромом Аспергера болезненно переживают любые чужие страдания. Проблема здесь в «трудностях перевода».

Очень специальные интересы

У каждого без исключения человека аутичного спектра есть так называемые «специальные интересы», то есть то, что его интересует больше всего, чему он хотел бы посвятить всю свою жизнь. Интересы могут быть обычными, например, живопись, перевод с иностранного языка или физика. Иногда специальные интересы выглядят экзотично – история плюшевых игрушек или изучение расписания поездов. Когда человек с синдромом Аспергера занимается тем, что его интересует, он ничего не видит и не слышит, демонстрируя редкую компетентность в выбранной области.

Нет лучшего способа помочь в учебе ребенку с синдромом Аспергера, чем использовать его специальный интерес. Также очень важно, чтобы место работы человека с синдромом Аспергера совпало, так или иначе, с его специальным интересом. В этом случае работодатель получит фактически идеального сотрудника, который действительно любит работу и готов трудиться днем и ночью. При этом необычное мышление людей с синдромом Аспергера часто рождает новые, нетрадиционные подходы. Как сотрудники, люди с синдромом Аспергера – прирожденные «генераторы идей». Правда, душой коллектива они вряд ли станут и на корпоративных вечеринках их тоже лучше не ждать, впрочем, в большинстве профессий нужно совсем не это.

Невидимые проблемы

Одна из главных проблем людей с синдромом Аспергера в том, что окружающие не понимают их особенностей, и объясняют их «ненормальностью», «чудаковатостью» или «ленью». Проблема в том, что от них ожидают тех же стандартов и поведения, что и от большинства людей, и сами люди аутичного спектра, часто предъявляют к себе неадекватные требования. Важно понять, что человек может быть талантлив и успешен в одном, и некомпетентен в другом, даже если это другое такая простая вещь как беседа по телефону или просто светский разговор. Впрочем, это важно понять в отношении всех людей – мы преувеличиваем наше сходство и часто не замечаем или дискриминируем людей с различиями, и это относится не только к синдрому Аспергера. Ведь, в конце концов, в реальности мы все с одной планеты.

Елизавета Морозова